"Труд избавляет нас от трех великих зол: скуки, порока, нужды"

Вольтер

Холмогорская резьба по кости

Есть под Архангельском небольшой город  Холмогоры. Уже почти 400 лет он славится своими мастерами – резчиками  по кости. Их работы отличались отточенной техникой и высоким мастерством. Первые архивные сведения относятся к 17 в. «Курцева (Холмогорский посад) 1622-1626 гг.». Среди прочих профессий жителей указаны «четочники» Исачко Трофимов сын Соломатов, «четочник» молодчей, Селиванко Иванов Сын Выдрин, четочник, молодчей и т.д. Лучшие мастера резьбы привлекались для работы в Оружейной Палате, которая выполняла работы для царского двора. Эти уникальные работы для современных косторезов служат образцами художественного оформления и технического исполнения.

Сам Петр I, познакомившись с холмогорской резьбой по кости, покровительствовал мастерам и снабжал их образцами западного косторезного искусства. А в личных комнатах Екатерины были два резных костяных образа в золотой оправе, а так же два костяных образа в серебряной оправе. И свои личные вещи императрица хранила в двух холмогорских ларцах.

Удивительные предметы роскоши  изготавливались из моржовой и мамонтовой кости, а так же  создавали из них  и повседневные вещи. Царский двор, монастыри, храмы были заказчиками у холмогорских умельцев.

Особенно спрос на дорогие, изящные вещи резко возрос после начала строительства новой российской столицы, Санкт-Петербурга. Это был период наибольшего расцвета Холмогорской резьбы по кости. Основными изделиями холмогорских мастеров являлись всевозможные ларцы: большие и маленькие, напоминающие по форме сундучки с четырехскатной крышкой.

В 18 веке художественная ценность косторезного производства еще увеличивается. Знаменитый русский скульптор Федот Иванович Шубин в1759 г. переезжает из Холмогор  в Петербург, где благодаря содействию М.В. Ломоносова становится известным своими работами влиятельным лицам, которым он «услуживал резьбой по кости». Он резал иконки по перламутру. По преданию им вырезан рельефный портрет М.В. Ломоносова. Осип Христофорович Дудин (1714-1780) еще один замечательный резчик того времени. Родился и вырос на Курострове.  В Санкт-Петербургских Ведомостях не раз печаталось объявление: «Костяных дел мастер Осип Дудин делает костяные резные вещи, а именно шахматы, марки, табакерки, к ножам черенья, шкатулки и прочие вещи». У Дудина не раз покупали шахматы для наследника царского престола великого князя Павла Петровича.

Мастер резьбы по кости Николай Степанович Верещагин. Расцвет его творчества пришелся на 1790-1810 гг. Он также был уроженцем Холмогорского уезда. Многие его произведения поступали в Зимний дворец и определялись на хранение в Императорский Эрмитаж. Сохранилось несколько декоративных ваз, выточенных и украшенных сквозной тончайшей резьбой и рельефами. Одна из таких ваз была преподнесена Екатерине II.

В конце 19 - начале 20 вв. для резной кости была характерна механика сквозной резьбы. Из этого времени известны имена мастеров: М.И. Перепелкина и М.М. Бобрецова, ученика и учителя соответственно. Но в конце 19 века  холмогорская резьба по кости переживает кризис. К началу 20 века творчеством продолжают заниматься лишь несколько мастеров.

В конце  двадцатых - начале тридцатых годов прошлого века, открывается новая профессионально-техническая школа, где обучаются молодые резчики. Это стало началом  возрождения промысла. И вначале 60-х  искусство достигает подлинного расцвета , именно в это время в творчество вливается молодое поколение мастеров резьбы.

Они стали использоваться менее сложные технически, но гораздо более выразительные мотивы холмогорской резьбы.

Производились различные коробочки, шкатулки, лотки, ножи для разрезания бумаги, бокалы, вазы, курительные приборы, а также разнообразные женские украшения. Мастера применяли различные приемы резьбы: рельефную, объемную, сквозную, использовали гравировку с подцветкой.

Появилась еще одна линия в холмогорском искусстве - сюжетная гравированная композиция. Местные традиции  и широкие традиции русского гравирования по кости  стали мотивами гравировки художников.

Яркое образное мышление Холмогорских мастеров позволяет выполнять такие изящные произведения, которые являются прекрасной составляющей русского декоративно-прикладного искусства.

Из современных мастеров наиболее известны имена Буторина Н.Д., Просвирнина В.А., Ватлина В.Т. Их произведения экспонируются на выставке «Холмогорская резная кость», в выставочном зале Историко-мемориального музея М.В. Ломоносова. Ведущим мастером промысла является член Союза Художников Осипов Геннадий Федорович. Ему присвоено звание заслуженного художника России.

Промысел не стареет. Растет новое поколение мастеров. Он молод, и поисками новых путей в искусстве, и постоянным притоком молодых творческих сил.  

Галерея работ мастеров

06.07.2011 Комментариев: 0