"Труд избавляет нас от трех великих зол: скуки, порока, нужды"

Вольтер

Галицкий Александр

Александр Галицкий - это известный российский и израильский художник, скульптор, график, дизайнер и просто очень хороший человек с добрым сердцем.

Александр Галицкий художник

Саша - скульптор, график, дизайнер, художник. В свое время закончил скульптурное отделение Московского Художественно-Промышленного училища им. М. И. Калинина по специальности «Художественная обработка дерева, камня и кости» и художественно-графическое отделение пединститута им. Ленина. Много лет занимался графическим дизайном. В «лихие» 90-е годы приехал с семьей в Израиль. Преподавал в мастерских графики академии художеств в Иерусалиме - "Бецалель". На протяжении 15-ти лет был арт-директором Центра Учебных Технологий Израиля в Тель-Авиве. Организовал детскую и взрослую художественную студию "IguanArtStudio" в Ход ха-Шароне.

Саша Галицкий много лет был руководителем и вот надоело сидеть в офисе, принимать ответственные решения, принимать и увольнять людей, зависеть от руководства. И он ушел, и стал, как сам говорит, «художником-передвижником». Он  искал свободу.

И вот с 2000 года он занимается обучением пожилых людей резьбе по дереву в студиях, созданных по его инициативе при домах престарелых. Шесть дней в неделю Саша Галицкий из подмосковных Люберец проводит в дороге. Саша любит жизнь и ее движение и свою роль в этом очень философском на его взгляд процессе. В Израиле за последние 10 лет появилось много "престарелых домов" высшего класса. Люди, всю жизнь платившие налоги и собравшие на различных пенсионных программах солидные суммы, к старости продают своё жильё и уходят в такие дома. Там их обеспечивают небольшими отдельными квартирками, всеми удобствами и развлечениями, лекциями, бассейном и всевозможными занятиями - от изучения компьютеров до кружков керамики, включая путешествия за границу и другие развлечения. Этих людей постоянно навещают их дети. внуки, да и сами они ещё вполне мобильные.

работы Александра Галицкого

Жена Саши тоже художник. И ей пришла в голову идея попробовать организовать в одном из таких местных "домов престарелых" студию резьбы по дереву. Саша эта идея вначале не понравилась. Доводы его были весьма логически обоснованы- эта работа требует профессионального, остро заточенного инструмента, нужно оборудование, как минимум, надо обладать хорошим зрением, чтобы резать по дереву... Да и вообще, к тому времени он уже более 20 лет не брал резца в руки...

Но в конце концов он все-таки решился. Собрал весь свой опыт в области резьбы по дереву и ... психологии. За долгие годы его работы с людьми в качестве дизайнера и начальника отдела графики в большой фирме у него накопилось немало знаний в психологии и науке общения. За эти годы он научился чувствовать их, понимать их состояние и смотреть на мир "их глазами". Он научился - что главное - создавать в "мастерской" ощущение праздника и творчества. Что ему это стоит и как он делает это - знает только он сам.

В это области у него практически нет конкурентов. Классическое образование, занятия скульптурой, рисунком, мастерскими; умение подготовить инструмент к работе своими руками, не отдавая его в специальную мастерскую для заточки - всё это сделало его "неуязвимым" для конкурентов. Да их и не видно на горизонте, в какую бы сторону он не посмотрел...

Он решил, что студия его будет "передвижная". Купил необходимое оборудование - стамески, точильный станок и приобрёл деревянные досочки нужного размера. И дело пошло! Он ездит к своим ученикам. Сейчас у него более ста учеников в неделю. Уроки его длятся от полутора до двух часов каждый. В некоторых местах он проводит "сдвоенные" или даже "строенные" уроки - в зависимости от числа учеников.

Его ученики  -  это люди, переживших Катастрофу, и, по сути, они старше самого государства, в котором они живут. Средний возраст его ста учеников - 80 плюс. Работа со стариками - очень тяжелая и очень интересная. Самой старой его "ученице" в декабре исполняется 98 лет, она родилась ещё до первой Мировой войны в 1912 году. В процессе этих так называемых "занятий" Саша слушает и записывает удивительные истории жизни своих учеников. Многие из этих людей прошли нацистские лагеря, строили и защищали Израиль, и сейчас не желают просто лежать на диване или сидеть в инвалидной коляске, а хотят действовать и творить.

художник Александр Галицкий и Андрей Макаревич

Так же это, в большинстве своём, люди "состоявшиеся" и "состоятельные". Люди, сделавшие, в своё время, карьеру. Директора заводов, предприятий, владельцы всевозможных фирм, отставные военные, учителя, директора школ и т.д. Конечно, все уже пенсионеры и о работах своих вспоминающие редко. Гораздо чаще вспоминают они о своих утратах- о родителях, погибших во время войны, о детях, которые, к несчастью, у многих, тоже полегли на полях сражений. Эта боль не заживает. Отсюда и многие темы их работ. Многие приносят фотографии своих близких. Саша их сканирует и подготавливает их для резьбы. И они, вместе, делают их портреты. Он понимает, насколько близки им и дороги эти рельефы. И это создаёт в мастерской  неповторимую обстановку. Состояние творчества и близости душ.

Пройдя земную жизнь, полную событий, тревог, опыта и впечатлений, люди на склоне лет, как считает Саша Галицкий, попадают в некую деревенеющую воронку. В ней есть таинство, которое Саша через искусство рельефной резьбы по дереву пытается познать вместе со своими стариками, ощущая в руках дерево и образно проходя сквозь кольца его и своей жизни.

Специальная подставка, кусок доски, стамеска и деревянный молоток. В этих уже не таких сильных, но при этом много повидавших на своем веку руках нехитрый набор резчика дает возможность каждому испытать новые ощущения, почувствовать себя художником, вернуться в детство, реализовать давние мечты. Кто-то старательно вырезает портреты родителей, кто-то запечатлевает себя в молодости. Особой популярностью пользуется тема юности и любви. Уроки резьбы для них словно курсы искусства терапии.

Они никому не должны ничего. Они выстроили свою карьеру, у кого более удачно, у кого менее. Им не нужны деньги как средство существования. Основа очень честная, потому что они делают то, что хотят.

Саша очень тепло говорит о своей работе и своих подопечных. Художник признается: с этими жизнелюбивыми и неуемными еврейскими бабушками и дедушками он сам чувствует себя учеником на уроке любви к жизни, а возвратившись домой, с нетерпением ждет очередного занятия.

Интересно, что в начале студия резьбы открылась как занятие для мужской половины населения престарелых домов.

 Но, со временем, женщины заинтересовались резьбой тоже. И сейчас у него есть группы с преобладающим количеством женщин. Что поделаешь, да и по статистике это известно, что "слабая половина" человечества задерживается на этом свете дольше, чем "сильная..." Так устроен мир.

                          

Занятия устроены так. Саша приносит на урок большое количество образцов, в основном, деревянных рельефов, также рисунки животных, масок и пр., всё, что он, как профессионал, считает возможным перевести на язык деревянного рельефа или, в некоторых случаях, даже круглой деревянной скульптуры. Его подопечные выбирают понравившуюся им тему и переводят рисунок на подходящую для этого деревянную дощечку. Практически, ни у кого из них нет предварительного опыта резьбы и работы со стамесками. А дальше потихоньку вместе начинают осваивать приёмы резьбы. Сначала "лёгкими" стамесками, полукруглыми, простыми в работе. Всё с молоточком, чтобы беречь руки и не ставить их в направлении резца. Потом - плоскими, когда появляются первые навыки владения инструментом.

Так как эти встречи происходят раз в неделю, то над каждой работой ученик занят пару месяцев как минимум. Саша варьирует также работу с разными породами дерева - от мягкого бразильского ореха до твёрдого бука. В ходу красное дерево, вишня.

Его ученики очень любят эти занятия. Они ждут их. У некоторых из них семейное положение (лежачие больные супруги) почти не оставляет возможности отлучаться на уроки. Они находят выход - приезжают их дети на пару часов, чтобы освободить их и дать возможность продолжать заниматься любимым делом. Есть люди больные, плохо видящие и слышащие. Таким Саша помогает больше, заменяя им утраченные чувства. Главное - желание и жажда творчества, которые не угасают, пока жив человек...

06.07.2011 Комментариев: 0