"Труд избавляет нас от трех великих зол: скуки, порока, нужды"

Вольтер

Татьяна Бурова о подарке для Путина, о критике и нелегком труде костореза.

Татьяна БуроваМихаил: Здравствуйте, Татьяна! Благодарю Вас за то, что нашли время и согласились дать интервью для нашего проекта. Расскажите немого о себе.

Татьяна Бурова: Здравствуйте! Вы знаете, я всегда считала себя человеком, которому посчастливилось заниматься любимым делом, за что очень благодарна своим родителям, вовремя направившим меня по творческому пути. Сначала были хорошие рисунки в классе, потом 5 лет художественной школы. Это был период, когда я училась сразу в 3-х школах: общеобразовательной, художественной и музыкальной, получая удовольствие от такого ритма жизни. Музыкальную школу окончила экстерном.

В художественной школе мне порекомендовали получить профессиональное образование и продолжить обучение в знаменитом Абрамцевском Художественном Промышленном Колледже им. В.М. Васнецова. Период учебы там проходил очень легко, а работы были посредственными. Но я настолько была тогда счастлива, что судьба привела меня в Абрамцево и навсегда влюбила не только в творческую жизнь, но и в творческих людей. Оценив, что эти годы благотворно отразились на моем становлении как личности, мне захотелось как-то отблагодарить колледж. А какова самая достойная благодарность студента? И вот с этой поры, в моей жизни началось очень серьезное и требовательное отношение к своему труду, которое не покидало меня больше никогда!

Сегодня моя дипломная работа находится в музее АХПК и регулярно участвует в различных выставках. В общем, в 1998 г., получив образование "Мастер-косторез", я направилась в самый прекрасный город нашей великой страны - Санкт-Петербург, где получила второе, уже высшее, образование "Дизайнер интерьера" в СПб ГХПА им. В.И. Мухиной. Учеба была очень напряженной. Требования в академии значительно отличались от требований, предъявляемых в колледже. Отказавшись от финансовой поддержки родителей, ночами я работала. Но это никогда не было мне в тягость. Молодость и здоровье делали свое дело, давая силы. Зарабатывала тогда на пасхальных яйцах. Это были дорогие работы, уходившие за границу, с изображением живописи: копии работ Леонардо Да Винчи, Рафаэля, Боттичелли.

М: Если не секрет, какие тогда были заработки? Через кого шла реализация тех пасхальных яиц?

Т.Б.: В среднем я зарабатывала 400$. Это были неплохие деньги в то время, тем более для студентки. Реализация шла через посредника. Я ему очень благодарна.

М: Как Вы начали заниматься отделкой оружия? Вы помните тот день, когда решили что хотите совершенствоваться в данном направлении? Может кто-то конкретно подтолкнул в эту тему?

Т.Б.: Это было на 2-ом курсе академии. Попробуйте не полюбить дело, в котором Вам постоянно говорят, что Ваше мастерство выше всяких похвал, а первую работу дарят президенту Вашей страны!!! Каждый раз, получая заказ, я старалась сделать его в тысячу раз лучше, чем от меня ждут. Я постоянно ощущала доброту и бескорыстное желание помочь окружающих меня людей. Два года не решалась я выполнить свой первый авторский предмет. Резкая критика навсегда подорвала бы желание творить. Мне необходимо было чувствовать себя абсолютно готовой к заявлению о себе, как о художнике.

Слева кортик "Царский", справа кинжал "ККВ" (Кубанское Конное Войско). Сделано по заказу ООО ПП "Северная Корона".

Автор - Татьяна Бурова

Слева "Дева" из коллекции "Гороскоп. Знаки месяцев". Справа, кабинетный нож "Акула бизнеса". Сделано по заказу ООО ПП "Северная Корона".

Слева кортик Царский, справа кинжал ККВ (Кубанское Конное Войско). Сделано по заказу ООО ПП Северная Корона. Автор - Татьяна Бурова.

Познакомившись с новым заказчиком, я услышала, что он считает меня очень хорошим косторезом, и что иногда достаточно сделать всего одну работу, чтобы прославиться. Окрыленная и полная решимости я возвращалась домой. Ощущая себя "танком", который ничто уже не сможет развернуть, теперь я абсолютно знала чего хочу!!!

М: Существуют ли для Вас авторитеты, до уровня которых Вы хотите подняться или превзойти их?

Т.Б.: Конечно, всегда должна быть какая-то недосягаемая звезда, к которой нужно стремиться. Для меня это японские и китайские мастера. Подняться до их уровня, а уж тем более превзойти его, конечно, вряд ли удастся, но то, что смотреть на их работы и детально анализировать их очень полезно - это я поняла уже давно.

М: Сталкивались ли Вы с завистью в среде мастеров?

Т.Б.: К сожалению, да. Как правило, я видела ее среди мастеров, у которых был единый старт, то есть они вместе начинали, а затем один из них добивался большего успеха. Но я хочу привести такой пример. В академии мне не давался урок рисунка. Не смотря на то, что я не знала перерывов, т.к. стояла все это время у мольберта, чтобы хоть как-то улучшить плачевное состояние своего листа, рисунок побеждал меня каждый раз.

В моей группе училась девушка по имени Гузель. У нее был самый лучший рисунок на всем курсе. На каждом уроке я ставила свой мольберт так, чтобы иметь возможность наблюдать, как она работает. Вскоре она заметила, что мое постоянное соседство не случайно, и тогда я испугалась, что ее это разозлит. Но она, напротив, стала подходить и консультировать меня. Гузель, являясь моей одногруппницей, увидела во мне свою ученицу! Помимо консультаций педагога, и без того участившихся в 1,5 раза за мои старания, я получила еще и ее консультации.

Сегодня Гузель моя подруга, ну а к Владиславу Владимировичу Пугину (так зовут нашего учителя) мы, и по сей день, наведываемся в мастерскую каждую 1-ую субботу декабря. Не стоит завидовать тому, кто Вас талантливее! Нужно это признать, поклониться ему в ножки, и если это будет искренне, то Вам не только помогут, Вы еще и обретете друга, а может быть даже и наставника.

М: Давайте поговорим о критике. Как лично Вы относитесь к критике в свой адрес?

Т.Б.: Однажды мой дядя сказал: "Хвалят только враги!" Для того, чтобы по-настоящему оценить значение критики, необходимо столкнуться с творческими муками. Так как возникают они у меня практически в каждой работе, а требования к своему труду я ставлю высокими, - критика мне нужна. Когда она появляется, я всегда благодарна такому подарку.

М: Логично. Высочайший уровень работ требует более тщательного и пристального критического взгляда. Как Вы считаете, Татьяна, когда и как следует критиковать мастера?

Т.Б.: Я всегда предпочитаю сначала спросить мастера, а нужна ли ему критика? По видимому, до сих пор, мне встречались только умные мастера. М: Критика должна быть авторитетной, резкой и безапелляционной или нужно мягко подтолкнуть мастера к правильным выводам и решениям? Т.Б.: Она может быть и такой, и другой. Все зависит от того, насколько она:

  • Идет от желания помочь.
  • Насколько она ценна по содержанию.
  • От возрастной категории (нельзя резко критиковать детей).
  • От опыта работы и заслуг (не может начинающий мастер резко критиковать мэтра, т.к. он еще слишком мало знает).

 

Хочу поделиться примером из своей жизни. Готовясь к вступительным экзаменам по рисунку, я занималась у репетитора. На первом занятии он практически нам прокричал: "Запомните, вы никто и ничто! Вам кажется, что вы все знаете и все умеете, но вы ничего еще не знаете и ничего еще не умеете! Вам еще учиться, учиться, и учиться!" Лично меня он убедил сразу. Мы всегда слушали его затаив дыхание. Было видно, как он за нас переживал.

Перед экзаменом, учитель назначил нам четыре дополнительных занятия, которые проработал бесплатно. Возможно, мы принимали его критику такой резкой, потому, что были тогда молоды, а может дело в его сильной личности, как знать…

О работах

М: Расскажите о том, как Вы попали на производство.

Т.Б.: Желание стать профессионалом привело меня на производство, где я проработала с 2002 г.- 2011г. Мне хотелось познать как рождается нож с самого его начала. Там я стала жадно осваивать другие техники и материалы, а коллектив стал для меня настоящей семьей. Спустя полгода вышел мой первый авторский предмет, затем другой, постепенно работы становились "лицом фирмы" на выставках и в каталогах, а я стала не только мастером, но и художником, по проектам которого работало наше производство.

Слева "Камасутра 1", справа "Камасутра 3" из коллекции "Камасутра". Сделано по заказу ООО ПП "Северная Корона".

Слева Камасутра-1, справа Камасутра-3 из коллекции Камасутра. Сделано по заказу ООО ПП Северная Корона. Автор - Татьяна Бурова.

М: Это ведь огромная ответственность! Как справлялись с ней? Были ли сомнения? Были ли бессонные ночи от такой нагрузки?

Т.Б.: Я регулярно спрашивала директора, а так же менеджера по продажам: "Все ли у нас в порядке, хорошо ли идут продажи, довольны ли клиенты, все ли устраивает в моем труде? Каждый раз я получала ответ: - "У нас все в порядке, продажи идут хорошо, всем все нравится". Бессонных ночей было огромное количество, и приходилось часто задерживаться допоздна, но у нас многие так работали. Спасибо моему мужу, что он позволял все это делать!

Я работала в прекрасном коллективе. Мне бескорыстно помогали осваивать ювелирную технику, травление, работу с воском, а я делилась знаниями с новичками о резьбе по кости, по дереву, вкладывала в коллег умение пользоваться модульными системами, золотым сечением и многими, многими другими законами композиции, полностью контролировала художественный процесс выполнения предметов. Мне доверяли, и порой я сама встречала клиентов. Да и, вообще, добрые отношения с людьми всегда ценила больше, чем торговые.

М: То есть, Вы напрямую общались с клиентами?

Т.Б.: Бывало, начальство на долгое время разъезжалось в командировки, и мне приходилось оставаться за "старшего", решать какие-то вопросы, но это было всего пару раз.

Нож Айсберг

М: В Вашем портфолио есть очень необычная работа. Она настолько великолепна, что была отправлена в Германию в номинацию "Лучший коллекционный нож мира". Наверно Вы поняли - речь идет о ноже "Айсберг". Расскажите подробнее: с чего началось, в каких муках рождалась идея, сколько раз прорабатывалась?

Т.Б.: Нож "Айсберг" был отправлен в г. Нюрнберг в номинацию "Лучший коллекционный нож мира". Он вышел тогда на обложке журнала " IWA & OutdoorClassics 2003".

До сих пор мурашки, когда об этом вспоминаю. Евгений, директор фирмы, рассказывал, вернувшись с выставки: "Татьяна, он был там самый красивый! Так говорили все! Перед объявлением победителя, жюри как бы потомило зал, сделав паузу, а по залу на всех языках мира, шепотом, понеслось - айсберг, айсберг, айсберг...!

Нож Айсберг. Сделано по заказу ООО ПП Северная Корона. Автор - Татьяна Бурова.

Это был мой первый авторский предмет, идея которого родилась в один миг. В его создании мне помогли коллеги : они выполнили работы по клинку, сборку и ювелирную работу . При работе с предметом, я сделала свою первую восковую модель, по которой затем отлили подставку. Позже, умение работать с воском, пригодилось мне еще много раз (шпага "Царская", кортик "Царский", коллекция "Мыши" и др.).

М: И где же сейчас этот шедевр?

Нож Айсберг. Сделано по заказу ООО ПП Северная Корона. Автор - Татьяна Бурова.

Т.Б.: Сегодня нож находится в частной коллекции в г. Санкт-Петербург, а я работаю над созданием его "брата", который будет называться Вулкан.

Нож Айсберг. Сделано по заказу ООО ПП Северная Корона. Автор - Татьяна Бурова.

М: Не буду даже представлять что это будет, уверен, что Вы сможете поразить воображение критиков, ценителей и коллекционеров холодного оружия. Айсберг стал тогда лучшим ножом мира?

Т.Б.: Айсберг не был победителем на той выставке. Эта история закончилась тем, что жюри назвало какой-то никому не понятный нож, с простой пластиковой розовой ручкой. Но для меня это значения уже не имело. Потом стало известно, что Франция впервые участвовала на IWE. Но на обложке они выпустили Айсберг.

Шепот леса

М: Ваша коллекция "Шепот леса" получила высокие оценки критиков в Союзе художников. Расскажите, пожалуйста, подробно, как это было и, что представляет из себя процесс вступления в Союз художников.

Т.Б.: На 5-ом курсе академии я решила вступить в "Союз художников". Для этого необходимо было стать участником 3-х выставок, перед которыми проходит жесткий отбор. К тому времени подходила к завершению коллекция "Шепот леса". В тот год желающих было очень много.

Процесс отбора участников выставки очень напоминал экзамен в вузе: в коридоре толпились желающие конкурсанты, а из двери периодически выходили претенденты, которым было отказано. Когда очередь дошла до меня, я вошла в помещение под названием "секция декоративно-прикладного искусства".

Я очень волновалась, т.к. знала об уже давно испорченном настроении комиссии. В комнате находились 9 искусствоведов и заведующая секцией Клара Федоровна. Дрожащими от волнения руками, я развернула свои предметы, выложила их на стол и отошла. В помещении раздалось всеобщее: - "Ах!". Затем последовал ряд похвальных возгласов. Помню, как один из искусствоведов спросил: "Татьяна Александровна, скажите пожалуйста, Вас кто-то заставляет это делать?" Я ответила: " Нет, я очень, очень люблю свою работу!!!" Мне тут же сообщили, что работы принимаются, и что я могу выбрать одну или выставить все, после чего я удалилась.

Через пару минут в коридор вышла Клара Федоровна, подошла ко мне и сказала: " Татьяна Александровна, Вы всем очень понравились, Вы и Ваши работы!". Несколько минут мы еще с ней побеседовали, а затем попрощались.

Коллекция "Шепот леса" сделана по заказу ООО ПП "Северная Корона".

Коллекция Шепот леса. Сделано по заказу ООО ПП Северная Корона. Автор - Татьяна Бурова. Коллекция Шепот леса. Сделано по заказу ООО ПП Северная Корона. Автор - Татьяна Бурова.

На выставку "Весна-2004" проходившую в Союзе художников в г. Санкт-Петербург был отправлен тогда "Медвежонок". Она проходила 3- недели.

О подарке В.В. Путину

М: Если я не ошибаюсь, то первая Ваша работа, пока только в качестве мастера получила столь высокую оценку, что была преподнесена в качестве подарка В.В. Путину. Расскажите пожалуйста о ней.

Т.Б.: Это была парная вещь: охотничий нож и кинжал. Задниками являлись выполненные медвежьи головы; на рукояти и ножнах располагался декоративный орнамент. Вот его-то мне и довелось выполнить. Предметы были украшены полудрагоценными камнями. Многие мои авторские предметы, позже, разошлись по Кремлю. Некоторые находятся сегодня в частных коллекциях. Но я больше радуюсь, когда их приобретают коллекционеры. Они очень хорошо разбираются в холодном коллекционном оружии, ценят его и будут беречь.

М: Откуда Вы обычно черпаете идеи?

Т.Б.: Обычно они приходят раньше, чем я начинаю в них нуждаться. Если этого не происходит, тогда подхожу к творческой задаче с исторической стороны. Рассказываю на предмете о каком-то историческом событии или легенде. Это очень интересно и полезно, так как заставляет обратиться к художественной литературе.

М: Вот, допустим, пришла идея, но Вы в ней не нуждаетесь. Как фиксируете? Записываете, рисуете эскизы или просто запоминаете? И кстати, делитесь задумками и идеями до их осуществления?

Т.Б.: Я стараюсь быстро ее зарисовать, чем придется и на чем придется. Потом, когда приходит удобное для работы время, продумываю детали. На сегодняшний день у меня уже целая коллекция, изрисованных косметическим карандашом, билетов Санкт-Петербург - Москва туда и обратно. После первой зарисовки, я свободно показываю идею тому, кому это интересно. Обычно это муж - он мой самый ярый критик! Если есть возможность, то показываю эскизы коллегам и получаю, порой, полезную критику - я полностью им доверяю.

М: Есть ли у Вас личные суеверия, связанные с работой?

Т.Б.: Нет.

М: Кузнец работает по Вашей задаче или нет подобных приоритетов? Как вообще проходит работа по разработке общих эскизов? За кем остается последнее слово, что нож будет выглядеть именно так, а не иначе?

Танто "Кабан" из коллекции "Гороскоп. Знаки года". Сделано по заказу ООО ПП Северная Корона.

Танто Кабан. Сделано по заказу ООО ПП Северная Корона. Автор - Татьяна Бурова.

Т.Б.: Обычно, кузнец кует клинок по моему эскизу. В редких случаях попадает в руки готовый клинок, и просят уже к нему проект придумать. Так, например, было с кинжалом "Тамплиер". Я тогда целый месяц над эскизом работала, изучала историю "Ордер тамплиеров".

Вещь получилась серьезная. Кузнец был очень доволен. А бывает, коллеги обращаются с просьбой нарезать ручку или ножны по моему усмотрению к уже почти готовому ножу. Мы никогда не спорим, легко работаем.

Кинжал Тамплиер. Сделано по заказу ООО ПП Северная Корона. Автор - Татьяна Бурова.

М: Да, Тамплиер очень гармонично смотрится. Много ли вариантов обычно приходится разрабатывать для каждого изделия?

Т.Б.: По-разному бывает! Иногда сразу, а порой и помучиться приходиться, даже до шести вариантов доходило! Часто бывает, что уже эскиз нравится, а все равно еще один нарисую, чтобы спокойней было.

М: Татьяна, Вы известны как мастер, работающий с эксклюзивным оружием и предметами ограниченной серии. А доводилось ли заниматься серийными изделиями? Как Вы, вообще, относитесь к поточному производству в такой творческой тематике?

Т.Б.: Конечно, доводилось, и я всегда этому крайне рада. Устав от эксклюзива, я переключаюсь на предметы серийного характера или на проекты. Мне нравится такое разнообразие трудового дня. Более того, считаю серийку очень полезной. Это прекрасный тренажер для развития рационального подхода к работе.

Каждый предмет я стараюсь сделать быстрее предыдущего, постоянно анализируя и корректируя операции. Результаты порой шокируют. А когда удастся приспособление новое придумать, так это и вовсе большая радость. Именно при работе с серийкой мне удалось заметить и подсчитать, что наличие местной вентиляции сокращает время работы с предметом на 15%, а наличие педали к бормашине еще на 10%.

М: Как это? Поясните пожалуйста…

Т.Б.: Боюсь, объяснить это с научной точки зрения я не смогу, просто заметила как факт. Возможно, связано это с тем, что при работе бормашиной пыль, оседая на предмет, забивает видимость, ее приходится сдувать. Т.к. при выполнении изделия мозг подает сигнал руке, ему необходимо переключиться на подачу сигнала для бесполезного действия, влекущего потерю времени. Таким образом, у мастера сбивается общая линия рациональных движений, которая влечет за собой новые лишние движения, пока мастер снова не настроится.

инструмент Татьяны Буровой

рабочее место Татьяны Буровой

То же самое происходит и с педалью, только в этом случае, бесполезными действиями становятся включение и выключение бормашины, т.к. нужно оторвать взгляд от изделия и дотянуться до кнопки. Думаю, примерно так. Возможно, имеет место быть, поправка на комфортность самой вентиляции. Лично я использую малошумный домашний пылесос с тремя режимами мощности и очень им довольна.

М: Да уж… никогда бы не подумал. Впрочем, на производстве и в работе профи важна каждая мелочь.

рабочее место Татьяны Буровой

М: Как Вы относитесь к копированию работ известных мастеров? Пусть даже неизвестных: увидел мастер интересный элемент или сюжет и решил скопировать его полностью. Как Вы относитесь к подобным решениям и сталкивались ли с подобным в своей практике?

Т.Б.: Конечно же, копировать прекрасную, качественно выполненную работу очень полезно. Я позитивно отношусь к копированию работ древних мастеров, а вернее сказать к попыткам их копирования. А вот к повторению работ, выполненных мастерами последнего времени, я отношусь негативно и считаю это неэтичным.

В копировании сюжетов или элементов я не вижу особого смысла. Если какая-то работа очень заинтересовала, тронула душу мастера, ее нужно пропустить через себя, обработать по-своему и сделать что-то новое, свое. Это называется работа с аналогами. В своем труде, я всегда избегаю ситуаций, которые могут вызвать конфуз или обидеть кого-то.

М: Но ведь часто можно встретить мнение, что новичкам полезно начинать именно с копирования! Для новичков-то любое копирование на пользу пойдет. Или не любое?

Т.Б.: Ну, новичкам тем более, я рекомендовала бы копировать работы древнего искусства. Учится, нужно только на самом лучшем! Это в идеале, но ситуации ведь разные бывают: идет поток на работе или учитель дает детям образец в училище, или молодой мастер просто в ступор впадает,- ну не может он пока сам ничего придумать, а повторить что-то конкретное руки просят. Каждый случай индивидуален и, чтобы разобрать его, нужно знать нюансы.

Татьяна Бурова

В подходе к творчеству формул нет. Просто не надо ни с кем ссориться. Люблю эту фразу говорить: "В каждой мышеловке есть дырочка!" Но я совсем не уверена, что с копирования нужно именно начинать. Пусть оно появится хотя бы после 3-4 даже самых небольших, но все же авторских работ. Сначала я бы посоветовала немного поискать себя в творчестве.

Татьяна Бурова за работой

М: Какие еще советы Вы можете дать новичку? Вот нравится человеку разглядывать резные изделия из кости, руки чешутся, хочется попробовать… С чего начать?

Т.Б.: Я бы посоветовала найти на улице понравившийся, простой формы, листочек. Вылепить его на плоскости из пластилина. Таким образом, Вы получите образец, который не потеряет со временем вид, а заодно почувствуете его форму. Затем просмотрите пару видеороликов, сегодня Интернет дает такую возможность. И сразу за бормашину!

Для начала я советую взять два небольших куска черного дерева, т.к. оно немного мягче и стоит дешевле. На одном из них нужно попробовать в деле каждый имеющийся бор, попытаться их все почувствовать, а на другом выполнить свой листочек. Получится Ваша первая авторская работа!

М: В целом, ясно. А если нет возможности достать черное дерево? На каком материале рекомендуете практиковаться?

Т.Б.: На цевке (коровья кость), можно использовать гипс.

М: Ранее Вы упомянули черное дерево. Сразу же пока не забыл, спрошу насчет материалов. По дереву много приходилось работать? Каким материалам отдаете предпочтение?

Т.Б.: Я работала с капом, эбеновым деревом, очень много с черным деревом. В основном это была серийка, но эксклюзив тоже был 3-4 работы, точно уже не вспомню, к сожалению, многие работы были проданы, даже не успели тогда сфотографировать для истории. Больше всего мне понравилось черное дерево. Оно очень твердое - это позволяет использовать бормашину.

Нож "Дракон". Сделано по заказу ООО ПП "Северная Корона". 

Дракон. Сделано по заказу ООО ПП Северная Корона. Автор - Татьяна Бурова.

М: Какой самый экзотический материал в Вашей практике, с которым пришлось поработать?

Т.Б.: Наверное, кость мамонта.

М: Наверняка и у Вас случаются неудачи… С чем обычно они бывают связаны?

Т.Б.: Бывает, в готовом изделии в кости образуются трещины спустя какое-то время. Связано это с качеством самого материала (первичная обработка, либо выдержка сразу после добычи, внутреннее напряжение) и с условиями хранения готового предмета (свет, влажность, температура воздуха).

М: Заделка таких трещин - отдельный разговор, полагаю, долгий, поэтому не буду переспрашивать. Обывателю может показаться, что у мастеров такого уровня никогда не бывает проблем в работе. Можете рассказать о какой-нибудь своей неудаче на конкретном примере?

Т.Б.: В свое время, когда я еще работала на производстве, у нас завис в продаже "Дракон". Никто этого не ожидал, его считали уникальным ножом, т.к. впервые в дамасской стали клинка использовалась вставка из кости мамонта. Во всяком случае, я и все мои коллеги ранее подобного не встречали. И вот, так как его посчитали уникальным, мы выполнили его из самых дорогих материалов: дамасская сталь, кость мамонта, золото, бриллианты. В результате, у дракона получилась очень высокая себестоимость и, как следствие, чрезмерно-высокая цена в продаже. И, несмотря на то, что "Дракон" очень нравился на выставках, его часто фотографировали, и он печатался в журнале "Клинок", его все равно никто не брал.

Лишь, спустя несколько лет, он все же нашел своего хозяина. Конечно, страшного тогда ничего не произошло, но все же с той поры я стала более осторожна в выборе и предложении дорогих материалов.

М: Где, или вернее, в чем ищете решение тупиковых ситуаций?

Т.Б.: Ну, например, приходится возить предмет к стоматологу. Сегодня врачи умело подбирают нужный состав и цвет, остается только немного подработать после их вмешательства.

"Мышь и кувшин" из коллекции "Мыши". Сделано по заказу ООО ПП "Северная Корона". 

Мышь и кувшин. Сделано по заказу ООО ПП Северная Корона. Автор - Татьяна Бурова.

М: Вот уж никогда бы не подумал : А если тупик в работе касается не материала, а сюжета, например. К кому тогда можно обратиться?

Т.Б.: Тупиков в работе над сюжетом не может быть, зато может быть неправильный подход к работе. Тогда, нужно обратиться к своему терпению и трудолюбию, поискать хороший материал, провести работу с аналогами и набросать несколько вариантов. И тогда это становится лишь вопросом времени, а если его нет, значит вопросом ночного времени.

"Мышь на веревке" из коллекции "Мыши". Сделано по заказу ООО ПП "Северная Корона".

Мышь на веревке. Сделано по заказу ООО ПП Северная Корона. Автор - Татьяна Бурова.

М: Снится ли работа? Бывает ли такое, что долго продумываете какую-то идею, и решение приходит во сне?

Т.Б.: Бывает, жаль только, что очень редко. Мне кажется, что я вообще человек, очень страдающий от творческих мук. Порой ходишь целый день, прокручиваешь проект в голове, а ночью вдруг такой подарок! Это всегда очень здорово! Здесь, главное - сразу идею заэскизировать.

М: Ну что ж, Татьяна, желаю Вам и дальше страдать от этих творческих мук, чтобы на свет рождались бесподобной красоты уникальные шедевры! Удачи Вам в работе, интересных решений, смелых идей и их воплощений, конечно же.

Т.Б.: Спасибо!

М: Благодарю Вас за интервью и потраченное время!

Т.Б.: Ну, а я, в свою очередь, хочу поблагодарить сайт "Резное.ру" за внимание и предоставленную мне возможность поделиться с читателем своим опытом, знаниями и отношением к творчеству.

М: Если хотите, можете оставить пожелания нашим читателям, мастерам, и особенно хотят услышать напутствия конечно же новички...

Т.Б.: Помните, как у Булгакова Маргарита сказала писателю: "Ты настоящий мастер!". Нет профессии прекрасней, чем эта, и неважно чем вы занимаетесь: режете по кости, руководите фирмой или водите грузовик - я желаю всем становится профессионалами, настоящими мастерами своего дела, гордостью своей страны. Ну а новичкам хочу сказать, что ничего не надо бояться, настоящий талант не остановят никакие трудности. Вспомните деревенского мужика - Михаила Ломоносова, перед которым стали открываться двери самой императрицы! Больше спрашивайте, научитесь не только слушать критику, но и слышать ее!

Спросите себя, для чего она вам нужна. Обязательно проводите работу с аналогами, они есть везде: в книгах, в фотографиях, которые Вы можете сделать сами, в интернете. Творите жизнеутверждающее искусство! Пусть только добрые и благие намерения направляют Вашу руку!

Берите все, что попадается Вам под руку: дрова, известняк, кора кокосового ореха, косточку от персика, цевку и вперед!

Татьяна Бурова

Пообщаться с Татьяной Буровой, можно:

06.07.2011 Комментариев: 0