"Труд избавляет нас от трех великих зол: скуки, порока, нужды"

Вольтер

Константин Кривошеин - мастер маркетрист. Свой среди чужих, чужой среди своих

Сегодня у нас гостях замечательный мастер-маркетрист Константин Кривошеин из города Кирова.

Михаил: Константин, приветствую! Спасибо, что согласились дать интервью нашему сайту. Представьтесь пожалуйста, расскажите немного о себе.

Константин: Меня зовут Константин Кривошеин. Сейчас я живу в Кирове, в Вятке, мне почему-то приятнее именно так называть свой город! Профессионально занимаюсь работой со шпоном (маркетри) вот уже без малого двадцать пять лет. Наверное, меня можно внести в Книгу рекордов Гиннеса, как человека, зарабатывающего в наше время искусством в этом сегменте декоративно-прикладного искусства. Ведь я занимаюсь только этим… и, на мой взгляд, у меня неплохо получается! Константин Кривошеин

М: Начнем с традиционного вопроса: расскажите, пожалуйста, с чего все началось?

К.К: Наверное, как и у всех, все началось в детстве. Всегда любил делать что-то руками: рисовать лепить, мастерить какие-нибудь штучки для игр. В то время не было ничего, вот и приходилось все делать самому. А это развивает фантазию, стимулирует к творчеству лучше любого современного навороченного конструктора Лего или любого другого.

Все детство прошло в живописных местах, сначала в Кирове на Дымкове, потом, когда я учился в пятом классе, вся семья переехала в Баку. Отец работал летчиком, поэтому жили мы недалеко от аэропорта Бина, кругом были шикарнейшие свалки авиационной техники и всяких интересных штучек. Были целые эпопеи с отливанием из свинца, поджиганием магния, гонках на самодельных самокатах из подшипников и прочей забавы. Там же я первый раз увидел шпон.

Отец всегда любил что-нибудь мастерить, и вот тогда он придумал сделать шахматный столик. Я учился тогда классе в шестом, наверное. Мы сходили с ним на ближайшую фабрику, и там нам дали какие-то обрезки разного шпона. Ну и дело пошло. Этот столик до сих пор стоит где-то на даче у отца. Вот так я первый раз увидел шпон и как с ним работают. Но в то время я и подумать не мог, что это станет моей профессией на всю оставшуюся жизнь. А тогда… тогда я готовился стать летчиком! Но… не прошел комиссию по зрению и стал авиатехником, точнее поступил в Минское Авиационное техническое училище (сокращенно - МАТУГА). К счастью для авиации я его так и не закончил. С дисциплиной у меня всегда были проблемы - не люблю ходить строем!

Я снова приехал в Киров и устроился работать на фабрику "Умелец" как раз таки на участок маркетри-интарсия, так, кажется, это тогда называлось. Там-то я и постигал основы мастерства, а точнее делал разный ширпотреб по шаблонам галантерейного уровня. Что для того периода было естественно! Автор: Константин Кривошеин Через год примерно, группу талантливой молодежи, а точнее меня и моего товарища Сашку Агиевского, направили в училище, учиться резьбе профессионально. Там я тоже недолго проучился, опять же из-за проблем с дисциплиной! Я тогда сделал картину Сергий Радонежский благословляет Александра Невского на Куликовскую битву. Ну принес ее в училище приклеить, а оказалось, что сейчас праздник Пасха, и я, якобы, нарочно что-то там пропагандирую в среде здоровой Советской молодежи. Пришлось писать заявление по собственному желанию… Обидно…. Это был единственный набор за историю училища. Что интересно: из всех людей, кто учился со мной, никто не стал хоть как-то известен своими работами, да и вообще хоть как-то известен.

Потом была мебельная фабрика, опять же участок интарсии, там правда я был единственный мастер. Проработав там года три в начале девяностых, меня "выписали" к себе в кооператив какие-то местные комсомольцы, и я с удовольствием покинул фабрику, тем более что весь шпон они мне тоже выписали… Но они как-то не очень понимали что делать дальше, и мы расстались и с ними. Вот так в 1991 году у меня появилась своя мастерская. Вот уже почти 25 лет я профессионально занимаюсь только маркетри.

М: Что для Вас Ваше творчество? Искусство? Хобби? Ремесло? Утомительный труд?

К.К: Прежде всего, для меня это моя работа, т.е. то занятие, которое приносит мне основной доход. Даже, я бы сказал так - любимое занятие, которое еще и доход приносит! О чем еще можно мечтать!

М: Да уж, Вас можно назвать счастливчиком в этом плане. В Вашем творчестве (по крайней мере, в той части работ, что довелось видеть мне) можно выделить два основных направления: иконы и японская гравюра. Существует в Вашей душе противоборство между ними? Как распределяются приоритеты? Расскажите, как уживаются два таких разных, казалось бы, направления и каким именно Вы описываете для себя каждое из них.

Константин Кривошеин

К.К: На самом деле, тут нет никаких противоречий. Более того, они очень похожи по своей сути. Та же условность, стилизация, прорись. У архимандрита Рафаила есть замечательные строки, посвященные именно этой теме: "Художники Китая и Японии создали технику и стиль, отчасти напоминающий иконопись, но это сходство внешнее и поверхностное. Китайский художник похож на старого аристократа, давно потерявшего веру в бога, но сохранившего воспитанное веками благородство и изысканность манер". Вот и я, ни в коем случае не позиционирую себя как иконописца! И еще…. Как то будучи в Вятке, Борис Гребенщиков подарил мне свой диск Песни Вертинского. Открыв буклетик, я прочитал: цитирую: "Гребенщиков поет Вертинского. Голоса поэтов и поколений - далеких и разных - сливаются в один. В их неровной, нервной, ломкой фактуре есть удивительное родство - чувства, смысла, времени. Неизбывного времени русской поэзии. Дух салонного шансонье перетекает в рок-н-рольного бунтаря, чтобы возродиться вновь. Замыкается круг. Россия. Санкт-Петербург. Гребенщиков поет Вертинского…. У меня сразу зародилась мысль, а не со смыслом ли этот подарок! Б.Г. он такой… Япония. Эпоха Такугава… Китагава Утамаро, Судзуки Харунобу, Исода Корюсай, Охара Кассон… Наши дни - Россия, Вятка… Константин Кривошеин, круг замкнулся.   В Японии в то время и не слышали о такой технике, соответственно и не делали. Хотя там доски для печати гравюр тоже вырезали из дерева, но там это делалось с целью тиражирования уникального рисунка художника. Я же наоборот, делаю его еще более уникальным, настолько уникальным, насколько уникален и неповторим данный кусок спила дерева, А каждый спил уж точно неповторим и уникален! Я думаю, Утамаро лично пожал бы мне руку, если бы нам довелось с ним встретиться… Хотя нет, в Японской традиции наверное все же - низко поклонился!!!

М: А кто-то из японцев видел Ваши работы? Интересно, как они оценивают отражение своих традиций в Ваших работах?

Маркетри. Автор: Константин Кривошеин К.К: Да. Видели. Как-то в 1998 г. к нам в Киров приезжали музыканты - молодые ребята из Японии. В сопровождении оператора с NHC. Я, конечно же, пригласил их в гости. Они согласились. Был грандиозный концерт для моей семьи! Работы их конечно удивили, но похоже они не совсем поняли что это. В смысле, не поняли что все это сделано из дерева… Они хлопали себя по коленкам, и говорили что-то типа "пластико-пластико"! Они похоже сами видели такие работы впервые (я имею в виду японскую гравюру). Молодёжь в Японии почему-то смотрит больше на запад, чем в свою культуру и историю. Они и играли в основном Битлов, хотя играли здорово!

М: Откуда черпаете сюжеты и идеи?

К.К: Я уже говорил, я давно занимаюсь маркетри. За эти годы накопился и огромный материал и по японской гравюре, и по иконе. Множество книг, листов гравюр, разных прорисей икон. Плюс какие-то поездки, выставки. Вот когда в этом роешься, все как-то в одно соединяется и так возникают новые работы.

М: С сюжетами, точнее сказать, с их возникновением, у каждого свои взаимоотношения выстраиваются со временем. Давайте коснемся технической стороны вопроса: эскизы разрабатываете самостоятельно или берете какие-то готовые шаблоны (если берете, то из каких источников)? Как вообще происходит подготовка? Всегда интересен подготовительный этап.

К.К: Ну тут все просто. И у иконы, и у японской гравюры есть одно общее - прорись, т.е. какой-то контурный рисунок. В случае с иконой он так и называется - прорись. Вот я беру эту прорись и наполняю ее своим содержанием, и все, картина готова. Правда там помимо маркетри много еще чего используется, но это уже тема для другого интервью. Константин Кривошеин

М: Очень надеюсь, что когда-нибудь Вы опубликуете у нас на Резное.ру свой мастер-класс и расскажете подробнее как именно происходит подготовка к созданию таких замечательных работ. Придерживаетесь ли Вы каких-то строгих канонов в Ваших работах? Насчет икон наверно более-менее ясно, поскольку это часть нашей русской культуры, поэтому вопрос больше касается работ в стилистике японских гравюр… 

К.К: Да конечно, стараюсь придерживаться. В иконе это обязательно, тут даже и объяснять ничего не надо. Мои иконы церковь заказывает и освящает. Они идут на подарки самым известным людям нашей страны: как религиозным деятелям, так и светским лицам. Что касается японских работ, то здесь, в общем-то, четких канонов нет. Я беру прорись гравюры и наполняю ее своим содержанием, вот и все. Что получается - вы видите. Я это сам придумал уже давно, успешно этим занимаюсь четверть века! И до сих пор никому не удалось сделать что-то подобное с японской гравюрой. Хотя, как известно, у любого успешного начинания всегда появляется масса последователей. Но не могут же…

Константин Кривошеин М: А у Вас есть последователи, с которыми Вы знакомы? Или, может, есть ученики?

К.К: Ну а что такое последователи? Я уже говорил, и повторю еще раз - в любом успешном начинании всегда находятся люди, которые хотят делать как минимум также, и зарабатывать соответственно. Сейчас просто такая жизнь, что просто трудно найти свою нишу. Все уже занято. Я ее нашел в свое время. Прошу заметить - ни у кого не подсмотрел, а сам придумал стилистику: и икон, и работ японской тематики.

У меня уже выработался свой фирменный стиль, который не перепутаешь ни с кем. С годами выработалось некое свое ответвление в этой технике маркетри. Плохо это или хорошо не могу утверждать, но это так. Я все это время работал закрыто, обособленно, наверное, поэтому так все и сложилось. Жаль, нет учеников. Хотелось бы уже зарабатывать, отдавая свой опыт хотя бы в виде видеокурсов в инете, а то там черте что выложено. Может кого-то заинтересует такой проект?

М: Уверен, наработки в этом направлении уже ведутся, в том числе и в рамках нашего проекта. Неоднократно обсуждались идеи онлайн-обучения и видеокурсов, но пока дальше слов дело не зашло. Если я правильно понял, Вы довольно много путешествуете: Израиль, Тунис, Египет, Тайланд, Камбоджа… Кроме впечатлений привозите из путешествий что-то полезное для своего творчества?


Автор: Константин Кривошеин

К.К: Да, путешествовать я люблю, и, когда выпадает свободное время, этим занимаюсь с удовольствием. Во всех странах юго-восточной Азии очень развит рынок сувениров, поделок умельцев, причем достаточно высокого уровня и цены. Смотришь, и нет-нет для себя что-то полезное подглядишь. Ну и вообще, впечатления - они бесценны!

М: Какая из посещенных стран оставила в Вашей душе наиболее четкий и глубокий след? Кстати, как насчет Японии? Удалось ли там побывать? ;)

К.К: Тайланд и Камбоджа, наверное. Потому что я там был дикарем, жил 2 месяца и посмотрел гораздо больше, чем обычные туристы. В Японии пока не был, дорогая страна, да и с визой непросто. Хотя подруга приглашает приехать, но думаю, это будет не скоро еще, через два года, скорее всего. Надо еще теоретически подготовиться.

М: Надеюсь, у Вас получится посетить Японию. Уверен, оттуда Вы привезете не только массу впечатлений, но и огромный объем наработок на много лет вперед. Давайте поговорим о реализации работ. Как чаще всего приходится их продавать? Напрямую, через посредников, через Интернет?

К.К: Еще в 90-х после первой моей персональной выставки в Кирове у меня сложился круг постоянных покупателей. И все эти годы они со мной. Или у них кто-то увидел и обратился ко мне, в общем, некое "сарафанное радио"! В основном только так. Пару раз может через интернет были заказы. Но это скорее исключение, чем правило. У посредников тоже почему то не получается ничего. Хотя, я бы с удовольствием посотрудничал с таким человеком.

М: Получается, покупатели исключительно наши, русские. А пробовали ли выставлять работы на интернет-аукционах, на eBay например? Автор: Константин Кривошеин

К.К: Нет, не пробовал. Не хватает терпения этим заняться. Если бы кто помог, я был бы рад!

М: На мой взгляд, существует два подхода к собственным работам: первый - когда мастер лелеет свою работу как собственное дитя, не желает с ним расставаться, считает частью своей души. Второй подход более прагматичен, но тем не менее работы при нем рождаются в таких же невыносимых творческих муках и процесс поглощает мастера целиком… Но когда работа готова, интерес к ней пропадает, и мастер легко с ней расстается (порой, доходит даже до полного безразличия к ее дальнейшей судьбе). Какой из этих вариантов Вам ближе? Или, может, есть свой, особый?

К.К: Бывает и то, и другое… Я сам знаю какая картина действительно уникальна и ее уже не повторить. Уникальна настолько, насколько уникален шпон, его рисунок и фактура. Эти картины я и ценю соответственно. А есть и такие работы, которые могут тиражироваться, соответственно и цена на них небольшая. Их и покупают соответственно - охотнее и чаще. Они и составляют основной заработок "на жизнь", так сказать. Это нормально, я думаю любое производство должно быть так организовано - эксклюзив, редко и дорого, а некий ширпотреб, на чем и строится основной заработок! Разве нет? Автор: Константин Кривошеин

М: Верно. Согласен. Какое у Вас примерно соотношение эксклюзив/поток? Поточных работ ведь явно больше?

К.К: Конечно! В среднем в месяц продаю 5-6 работ, в год соответственно 70, из них 3-5 эксклюзивных работ. Это сейчас так, а в 90-х, было наоборот - 80% был эксклюзив. Вот как-то так!

М: Ну что тут сказать - времена меняются. Видимо, меняется клиент, ценности, рынки. Все в движении. Константин, принимаете ли Вы участие в выставках? Есть ли какие-нибудь награды, звания, регалии?

К.К: Я бы так сказал - принимал. В девяностых были две персональные выставки в Кирове. После них просто нечего было выставлять - все раскупили. Ну а в групповых выставках частенько участвовал в Москве на ВВЦ, в Казани. Есть, конечно, какие-то грамоты, не более. Вероятно, Японское искусство и Вятка как то не очень вяжутся между собой, поэтому я как-то не очень вписываюсь в программу выставочной деятельности нашего города. Что-то типа: "Свой среди чужих, чужой среди своих". Я бы так охарактеризовал свое место в художественной среде и на арт-рынке Вятки.

М: А как относитесь к различного рода званиям и регалиям у других мастеров?

К.К: У меня много друзей мастеров, работающих в основном в направлении объёмной резьбы. Они занимаются иконостасами, киотами. Вот у них конечно наград, медалей орденов побольше! Но я знаю, как все это делается: та же политика, личные связи. Все как везде в нашей стране! Автор: Константин Кривошеин

М: Сплошной шоубиз и попса теперь во всех сферах… Как бы Вы описали своего среднестатистического клиента? Какие люди интересуются Вашим творчеством, и какие приобретают Ваши работы?

К.К: В основном, это люди не бедные. Я бы даже сказал богатые. Директора крупных фирм, чиновники администрации, влиятельное духовенство Вятки. Берут в основном на подарки иностранным гостям или Московским чиновникам. Есть правда и несколько коллекционеров. Когда прихожу в гости, самому не вериться, что все это я сделал!

М: Полагаю, озвучу интересующий сейчас большинство наших пользователей вопрос: каков порядок цен на такие безупречные работы? Если не секрет - озвучите, пожалуйста, вилку цен…

К.К: Я понимаю ваш интерес! Секрета нет никакого. Иконы размера 37х42 +/- 5 см. (это стандартный размер моих икон) в зависимости от сюжета стоят 7-12 тыс руб. Японские работы ( 57Х47) 15-20 т.руб. Бывают конечно исключения, причем в любую сторону!)))

М: Если говорить о времени, которое уходит на каждую такую работу, есть ли прямая зависимость? Меньше размер - меньше срок, или размер в данном случае не имеет значения?

К.К: Размер в данном случае действительно не имеет значения, порой мелкие делать сложнее и дольше.

М: Еще вопрос о ценах. Какова максимальная цена за которую удалось продать какую-либо из Ваших работ? Автор: Константин Кривошеин

К.К: В середине 90-х опять же - 2000$. Тогда это были большие деньги… для меня, конечно же))) Работа по Японской гравюре, кажется Куниеси "Игра в мяч". Размер 170х90 см. примерно, в широкой пробковой рамке… Есть у меня в альбоме в Контакте… Потом я ее еще несколько раз повторял. Все думал себе оставить, но приходилось продавать. Сейчас вот снова делаю себе, правда эта уже точно последняя будет, больше нет такого шпона, да и рамы тоже.

М: Судя по качеству проработки ликов на иконах, Вам без труда удастся выполнить портрет на заказ. Бывают такие предложения?

К.К: Предложения такие поступают, но я редко берусь за такие работы. У меня как-то уже сложились два направления, где я асс… работы мне и там хватает! Хотя за хорошие деньги и если персонаж будет колоритный, могу сделать исключение. Так что обращайтесь, рассмотрю все предложения!

М: Полагаю, заинтересовавшиеся данным предложением обязательно Вам напишут. Сразу вопрос вдогонку, продолжая тему портретов. Вы могли бы делать портреты знаменитых актрис, политиков, спортсменов и зарабатывать на этом очень хорошие деньги. Были подобные мысли? Или, может, есть даже такой опыт в Вашем багаже?

К.К: Хорошие деньги это конечно не плохо, да и сделать можно без проблем хоть чей портрет! Только что с ним делать потом? Куда девать? Заказывайте - сделаю хоть кого: Путина, Медведева. С удовольствием!

М: Путина и Медведева - чиновникам продавать, в золоченых рамках, как они любят. А вот насчет знаменитостей, думаю, пойдет тема, есть ведь определенная категория: почитатели, фанаты. Нужно только правильно выбрать персонаж и его образ. Автор: Константин Кривошеин

К.К: В любом случае, художника с заказчиком должен кто-то свести. Для этого и существуют продюсеры, агенты всякие... У меня, к сожалению, нет такого человека. Продавать это тоже надо уметь - тут нужен особый дар. Картину сделать не сложно - продать ее дорого, вот где современное искусство!

М: Согласен. Надеюсь, наш новый сервис, который находится сейчас на стадии разработки, поможет мастерам продавать свои работы через интернет (в том числе и за границу).

Если позволите, хотелось бы узнать подробнее об инструменте маркетриста. Расскажите о своем арсенале. Есть в нем что-то особенное или особо любимое?

К.К: Инструмент маркетриста не мудрен - нож-косячок, вот и все. Ну об этом можно в любом пособии по маркетри прочитать, так что я не буду здесь расписывать этот вопрос.

М: Хорошо, тогда давайте поговорим о материале. Какие породы дерева Вы чаще всего используете в своих работах?

К.К: В иконах - береза, бук. На лики - биболо или лимонник. Как у нас называли раньше, на нимб - красное дерево (их много сортов). На одежды, фон - орех. Японские - ясень, тополь, береза комлевая часть, карельская береза, орех, да много чего ещё…

М: Зачастую резчики, да и маркетристы, наверное, тоже, покупают шпон у мебельщиков или их поставщиков, но ведь в их ассортименте в основном только стандартный шпон (бук, орех и т.п.) А экзотические сорта где приобретаете? Заказываете специально? Автор: Константин Кривошеин

К.К: За экзотикой еду в Москву. Там большой выбор в фирме Буманс - это шведская компания с большой историей! Там можно все что хочешь найти! Цены, правда, тоже не маленькие.

М: Есть ли у Вас перед глазами какая-то таблица с оттенками различных пород? Хочется узнать, как технически происходит подбор оттенков по эскизу.

К.К: Есть такая. Еще с работы на фабрике, но я сейчас этим не пользуюсь: у меня другой принцип работы - но это долго объяснять. Надеюсь, как-нибудь найдете время хотя бы вкратце расписать свой метод. Уверен, многим жутко интересны подобные очерки, что называется "из первых рук".

М: Вопрос с прицелом будущее. Есть ли у Вас мечта-задумка, реализовав которую, что Вы могли бы считать венцом своего творения и вершиной мастерства?

К.К: Пока нет такой, но, надеюсь, может, будет когда-нибудь.

М: Заметил в Ваших фотоальбомах много фотографий кошек породы египетский сфинкс если не ошибаюсь. Чем Вас привлекают кошки? И почему именно эта порода? Маркетри. Кошки. Автор: Константин Кривошеин

К.К: Всегда любил животных. Они меня всю жизнь сопровождают. А то, что экзотические такие, ну было бы странно, если бы было по-другому. В 90-х, опять же, была собака - грейхаунд. Редкая у нас в стране порода. Редкостной красоты. Подарил коллекционер моих работ и товарищ. Сейчас вот кошки такие... Хамелеон, рыбы. Может, еще кого-нибудь заведу.

М: Цезарь и Жасмин. Грациозные создания: Есть ли у Вас работы, посвященные им?

К.К: Ну не то чтобы им посвящена, но на тему кошек есть парочка работ, одна из них есть где-то у меня в альбоме в Контакте. Она до сих пор висит дома.

М: Какие советы можете дать новичкам, желающим попробовать себя в маркетри? С чего начинать? Чего не делать категорически? На что обратить особое внимание?

К.К: Освоить азы мастерства, а потом экспериментировать… Я думаю, что и в этой технике еще можно придумать что-то новое. Даже в связи с тем, что новые технологии дают совершенно потрясающие возможности сейчас. Константин Кривошеин

М: Если хотите, можете оставить пожелания нашему проекту и нашей обширной аудитории…

К.К: Посмотрев ваш журнал, вижу как богата наша страна талантливыми людьми, мастерами своего дела во всех областях! Продолжайте открывать для народа его сокровища! Связаться с Константином можно:

06.07.2011 Комментариев: 0