"Труд избавляет нас от трех великих зол: скуки, порока, нужды"

Вольтер

Екатерина Попкова. Про обучение резьбе по дереву в Москве.

Екатерина ПопковаМихаил: Привет, Катюшка! Спасибо что согласилась дать интервью нашему проекту. Представься пожалуйста...

Екатерина Попкова: Привет, Миша! Спасибо за приглашение поучаствовать в очередном проекте сайта Резное. Это моё первое интервью. Мне 33 года. Живу в Москве. Не замужем, но Любимый Мужчина есть. Детей не имею. Зато семья моя сейчас составляет 10 человек.

М.: За счет братьев и сестер?

Е.П.: Три брата, сестра, мама, муж сестры, сын сестры, жена брата, сын брата. Это я про тех с кем в одной квартире живем:)

М.: Кто-нибудь из твоей родни связан с творчеством?

Е.П.: Мама рисует маслом и занимается дизайнерскими поделками. Варит мыло, о ней даже канал "Домашний" передачу снимал. Сестра рисует, и росписью занимается. Старший брат умеет делать абсолютно всё. Средний брат врач, рисует портреты. Младший брат повар , и может сделать любой украшение из любого овоща:)

М.: Какое же творческое у вас семейство! Неудивительно что таланты такие проявляются.

Е.П.: Это заразно. Если один сел рисовать, то к вечеру уже все рисуют. Резьбой по дереву я занимаюсь с 18-ти лет. Около 5-ти лет преподаю на дому резное ремесло. Из увлечений можно назвать рисование и боевые искусства.

Екатерина Попкова

М.: Обо всем по порядку... По традиции начнем с начала :) Как ты пришла к резьбе, с чего все началось?

Е.П.: Началось всё с детства...когда мне было года два или три, мне часто читали книжку про ремесла. Смысл книги не помню, автора тоже, но врезались в память картинки. Они меня очень привлекали. На красном фоне висели молотки, пилы, стамески и прочее. Уже тогда мне хотелось все это иметь, и всем этим уметь пользоваться.

Резная шкатулка. Автор: Екатерина Попкова

М.: Значит это судьба. А помнишь свою первую работу? В каком возрасте ты ее сделала?

Е.П.: Когда мне было десять лет я перочинным ножом вырезала буквы на дровах, когда мы с ребятами играли в деревне. Это были зашифрованные послания, которые потом надо было разгадать. За эту деятельность меня, кстати, прозвали резчиком. Но тогда это слово мне ни о чем не говорило.

М.: А как ты пришла к мысли что пора бы заняться обучением резьбе?

Е.П.: Вопрос в самую точку. Все дело в карате. Именно оно меня привело к обучению. 

В моем становлении, как преподавателя резьбы, главные роли отведены трём Владимирам. Первый Владимир - мой папа. Он привил любовь к инструменту и научил верить в себя. Второй Владимир - мой учитель резьбы. Он научил меня резать по дереву, и во многом я равняюсь на него, когда планирую систему обучения. И третий Владимир - мой тренер по карате. Он во многом заменил мне, рано ушедшего отца. И много лет я мысленно спрашивала его совета, по любому поводу. Это люди, которым я буду бесконечно благодарна и счастлива, что судьба нас свела.

М.: Помню в твоем портфолио есть резное панно, на котором изображено два каратиста... Значит сперва карате, потом резьба? Или как?

Е.П.: Это ушуисты :) Я много раз приходила заниматься в одну и ту же секцию. И каждый раз я почему-то оказывалась помощником тренера. На мои плечи ложилось обучение детей азам боевого искусства. Сначала мне это было неинтересно. Хотелось учиться самой. Потом мне было все равно. Но когда я пришла на карате в последний раз, я сам попросилась помогать с обучением. И после 1,5 лет этих занятий, я вдруг осознала, что две вещи в жизни мне нравятся больше всего это резьба по дереву. И процесс обучения людей. Это было как озарение. А почему бы не совместить два этих дела? И я совместила.

М.: А как обстоят дела с образованием? Педагогических дисциплин много, насколько я знаю. Основам педагогики училась где-то специально?

Екатерина ПопковаЕ.П.: Нет, моей школой преподавания было именно карате. И именно принципы боевых искусств так или иначе проникают в мои занятия. Это решимость, трудолюбие, умение доводить дело до конца. Специально я не училась преподаванию.

М: Хочу понять как оно все происходит на деле. Вот решил я обучиться резьбе, наткнулся на твой сайт стружки.ру, созвонились, приехал. Что дальше? Как происходит знакомство с миром резьбы? Можешь чуть подробнее расписать о первом уроке? И не забывай, я волнуюсь ;)

Е.П.: Первым делом я предлагаю тебе тапочки и чай. И от того и от другого ты имеешь право отказаться:) В комнате ты садишься за свободный стол, и получаешь в свои руки доску. Именно на ней будет происходить первое знакомство с резьбой. Обычно,я сразу показываю как резать самый простой геометрический элемент "сколыш". Пока ты режешь, я показываю тебе доски с "геометрией", рассказываю о дереве и инструменте. А ты, если захочешь, рассказываешь о том что тебя привело к резьбе. Это мой любимый момент. Всегда очень интересно узнать, почему человек решил стать резчиком.

М.: Ух как здорово! Тапочки, чай, беседа с симпатичной девушкой... А если я уже чуток знаю что к чему в резьбе и пришел усложнить свои навыки, допустим от геометрии сразу к объему. Ко мне будет индивидуальный подход?

Е.П.: Ох! Симпатичных девушек у нас хватает, как и симпатичных молодых людей. Да, если ты имеешь опыт, на первом занятии ты покажешь что умеешь - свои работы, и мы обговорим план занятий. В ряду первых дел могут оказаться: лепка, рисование, заточка инструмента.

М.: Масштабно. Наверно такой подход и должен быть. Давай поговорим о твоих учениках. Можешь обрисовать своего среднестатистического потенциального ученика?

Е.П.: Мой ученик: это взрослый человек, который резьбу воспринимает как чудо. Это качество роднит абсолютно всех кто приходит заниматься. Человек, который чувствует, что пора применить в дело свою нерастраченную творческую энергию. Обычно, приходят люди, давно лелеющие мечту стать резчиком. Хотя бывают и "случайные" ученики, которые быстро втягиваются в процесс. Но где-то 80% начинают резать со словами "Я всю жизнь мечтал..."

М.: И о чем же они в основном мечтают? Абстрактные желания или есть четкая конкретика и цели?

Е.П.:Ты знаешь, чаще всего мечтают построить свой дом и украсить его резьбой. Это такая мечта на генетическом уровне. Когда человек, чьи корни идут от земли русской, и чьи предки жили у леса, хочет чего-то своего надежного, родного. Чего-то близкого к природе и в то же время красивого. Про свой дом я слышу очень часто. Да у меня самой такая же мечта:)

М.: Ого, вот это неожиданно! И домовой резьбой вы тоже занимаетесь в квартире? Думаю, нужны площади побольше - столярка как минимум для домовой-то...

Е.П.: Нет. Открою тебе страшный секрет. Домовая резьба, это вся та же резьба, что мы проходим, просто в более крупных форматах. Кроме выпиливания лобзиком, конечно. Это в квартире делать невозможно. А с резьбой просто. Чтобы вырезать что-то для дома, на доме, рядом с домом, нужен всего лишь более крупный инструмент и всё!

М: А наоборот, если душа потребует стремиться к уменьшению размеров? Как обстоят дела с миниатюрой? И сразу же на ум приходит нэцкэ...

Е.П.: С миниатюрой главная сложность в инструменте. Сейчас нормальный инструмент для мелких изделий идет только профессиональный, и соответственно встает денежный вопрос. А с большим желание резать нецкэ и миниатюру, ко мне за все время курсов пришел один ученик. Чаще хотят резать всё. Если вопрос сложнее ли это, то ответ нет. Есть нюансы, другое дерево другие ножи. А принципы резьбы везде похожие.

Автор: Екатерина ПопковаМ: Поскольку зашел разговор про нэцкэ не могу не спросить: резьбу по кости тоже преподаешь или все же основной упор на работу с деревом?

Е.П.: Резьбу по кости не преподаю. Я сама ей не владею, и считаю её отдельным искусством.

М: Согласен. А из дерева предпочитаешь липу?

Е.П.: Липу я предпочитаю для учеников. Это идеальный материал для новичка, мягкий и пластичный. Сама по липе резать не люблю. Нравятся породы потверже и с цветом древесины. Но самые любимые это кедр и можжевельник. И тот и другой очень ароматны.

М.: Знаю, что ты ограничиваешь прием учеников по возрасту, не берешь детей до 15 лет. С чем это связано?

Е.П.: В основном, это связано с тем, что дети не выбирают сами путь резьбы. Их склоняют, а порой, и просто заставляют родители. Все-таки, процесс у нас больше творческий, а не воспитательная муштра, как того хочется мамам и папам. Именно по этой причине, мне стало тяжело работать с детьми. И я от этого отказалась.

М.: По сути, как и детский спорт - сплошь родительские амбиции :) Сколько же учеников прошло у тебя обучение? Есть такая глобальная статистика?

Е.П.: Это нереально подсчитать, только очень приблизмительно. Я не записывала...

М.: Ну приблизительно, хотя бы порядок цифр... 

Е.П.: Думаю, меньше 100

М.: На сколько примерно уроков задерживается каждый ученик?

Е.П.: В среднем на 6-9 месяцев, это 35-45 уроков

М.: В планах и мечтах есть что-то типа создать собственный клуб или художественную студию?

Е.П.: Ты имеешь виду мастерскую снять? Было бы здорово. Но это будет нормально функционировать при каких-то спонсорах. Просто одному человеку не потянуть бизнес, и преподавание и бюрократию.

М.: Да уж, бюрократии у нас хватает, она душит любую инициативу. Давай поговорим об инструменте. Большой ли у тебя ассортимент?

Е.П.: Ты имеешь ввиду, ассортимент, используемый на курсах?

М.: И твой личный инструмент, и тот что ходит по рукам учеников. Расскажи как организован у тебя этот процесс.

Е.П.: Про иснтрумент я расписывала в своей статье Резьба по дереву для начинающих.

Екатерина Попкова

М.: Ты обучаешь своих учеников заточке инструмента. Все обучаемые или попадаются такие, которые ну никак не могут наточить стамеску или нож?

Е.П.: О, заточка это отдельная история. Люди делятся на две группы: те кто страстно хочет научиться точить и те кто этого боится. Боится, что это такое супер сложное дело ему не под силу. Я учу всех. Резчик без умения точить, как дровосек с китайским топором. Чуть появился заусенец на ноже и ты уже не работоспособен. Для удобства я максимально упростила и удешевила процесс. Нужен простой брусок, наждачная шкурка трех номеров и паста гои на ремне. Попытка учить заточке детей прошла неудачно. У них не хватает силы рук, и четкости движений. А взрослые точят без проблем.

М.: На методике заточки останавливаться не будем, об этом уже много всего написано. Сколько примерно времени требуется чтобы обучить человека правильной заточке?

Е.П.: В среднем два занятия. На одном уроке учимся точить инструмент с прямой рабочей поверхностью: нож-косяк, богордский, плоская стамеска, плоская клюкарза. На другом полукруглые стамески, клюкарзы.

М.: В детали обучения тоже вдаваться не будем, лучше расскажи в чем на твой взгляд основной секрет заточки? Почему у многих начинающих мастеров не получается толком точить свой инструмент и с чем связаны основных страхи?

Екатерина Попкова

Е.П.: Основная проблема самостоятельно обучающихся заточке, это недостаток информации. В книгах для резчиков пишут как точить инструмент. Но есть нюансы о которых умалчивают книги. Возможно специально...

Например, пишут: нужно выдержать при заточке плоскость фаски. Но не пишут, что от этого зависит 99% успеха. Достаточно слегка пошатывать нож про контакте с бруском и фаска закруглится. Нож может срезать волосы на руках, но резать дерево без плоской фаски он не будет. Это первый секрет. А второй таков: заточку можно определить на взгляд. 

А страхи бывают у женской части населения. Но редко:)

М.: В результате твоих занятий непременно каждый научится точить или попадаются необучаемые ученики?

Е.П.: Я уже писала. Дети не обучаемы. И некоторые женщины.

М.: Откуда преимущественно идут ученики и каким образом ты рекламируешь себя? Сайты, жж, сарафанное радио, объявления? Какие самые плодотворные источники?

Е.П.: Так или иначе, люди приходят на сайт, а потом звонят или пишут. Но на сам сайт попадают чаще всего из двух мест, это форум Резное и Яндекс. ЖЖ тоже играет роль, но им надо очень активно заниматься. Самое интересное, я спрашиваю: "почему вы выбрали меня, есть же еще другие места...". Многие говорят, что, попав на сайт, уже ничего другого не ищут. Что они там видят такое, я до сих пор не знаю. А то стала бы великим маркетологом:)

М.: Значит есть вопрос, который нужно изучить подробно. А соц. сети помогают?

Е.П.: Нет. Не помогают. Как рекламная площадка - проку никакого. Единственная польза, когда у человека, желающего записаться есть выбор: телефон, мэйл и ВКонтакте. Многим проще через соц.сеть общаться. Да и с действующими учениками я поддерживаю основную связь ВКонтакте.

М.: Заглянул к тебе на Стружки.ру в портретную галерею. Сказать что был удивлен - значит не сказать ничего. Вопрос который я не могу не задать: КАК??? Как можно научиться ТАК рисовать? Ты ведь начала рисовать уже после того как научилась резать. Неужто резьба вскрыла твой талант?

Алексей Горбунов. Портрет. Автор: Екатерина ПопковаМикки Рурк. Портрет. Автор: Екатерина ПопковаАндрей Миронов. Остап Бендер. Портрет. Автор: Екатерина Попкова

Александр Лопатюк. Портрет. Автор: Екатерина ПопковаАлан Рикман. Портрет. Автор: Екатерина ПопковаАлексей Горбунов. Портрет. Автор: Екатерина Попкова

Е.П.: Миша, спасибо! Обидеть художника может каждый, а вот похвалить не всякий.

Подтверждаю, умение рисовать до резьбы было нулевым и даже минусовым. Рисовать не только не умела, просто не хотела уметь, так как была уверена - с этим надо родиться. Не знаю с чем родилась, но точно не с таланом рисовальщика. Где-то после 5-ти лет резьбы, передо мной встала проблема художественного характера. Надо было вырезать на доске лицо человека. И тут я поняла, всё или ничего. Подумаешь не умею. Научусь! В это мало кто верит, но вечером одного дня я решила научиться, а утром другого дня я нарисовала первый портрет. У меня до сих пор хранится этот рисунок. Это портрет Олега Меньшикова.

Портрет Олега Меньшикова. Автор: Екатерина Попкова

Моя семья и друзья были в шоке, но не от моего, хм... таланта, а от факта невозможности возможного. Поэтому я радуюсь, если могу хоть кого-то уверить: " Если ты не родился с кистью в руках, это не значит, что ты не Ван-Гог". Кстати, сейчас начала осуществлять мечту о рисовании маслом. Вот одна из моих последних работ.

Екатерина Попкова

М.: Вот уж действительно невозможное возможно! Восхищаюсь твоим упорством и талантом. Раз уж зашла речь о мечтах, можешь поделиться своими творческими планами или мечтами?

Е.П.: Мечтаю рисовать такие портреты, чтобы любой человек уверовал в существование такой метафизической субстанции как Душа. А в резьбе хочу придти к изображению сцен в стиле Бориса Вальехо. Это художник, потрясающе изображащий тело.

М.: Ну чтож, Катерина, на мой взгляд это прекрасное завершение интервью. Благодарю тебя за потраченное время и желаю от всех наших читателей непременно сбыть тебе все самые смелые твои мечты. Развивайся, добивайся, достигай. После всех твоих слов я ни на секунду не сомневаюсь что тебе хватит сил и упорства достичь всего что пожелаешь!

Е.П.: Благодарю, Михаил! Ты один из тех людей, без которых я не могла бы упорно идти по своей дороге. Твоя помощь и поддержка часто спасают меня от унылого бездействия. Желаю тебе достичь своих целей! Проекту Резное, а так же всем его участникам желаю развития и процветания!

М.: Спасибо! Вот так и будем поддерживать и подбадривать друг друга.

Пообщаться с Екатериной можно множеством способов:

24.08.2012 Комментариев: 0