"Труд избавляет нас от трех великих зол: скуки, порока, нужды"

Вольтер

Олег Дорошенко - мастер-косторез

М: Здравствуйте, Олег! Спасибо что согласились дать интервью нашему сайту Резное.ру. Расскажите немного о себе: где живете, чем увлекаетесь помимо резьбы…

Олег Дорошенко

О.Д.: Здравствуйте, Михаил. Я родился и живу в Киеве. Все свободное время посвящаю семье и своим четвероногим питомцам. Каждое утро с двумя немецкими боксерами прогуливаюсь лесом, прихватив с собой фотокамеру. Люблю фотографировать, особенно в летний период макро объективом разную ползающую мелочь. Свободного времени для других занятий практически не остается. 

При моей сидячей работе, такие прогулки просто необходимы. 

Нравится музыка, особенно старый хард-рок, но музыку слушаю в основном во время работы.

М: Резьба по кости – Ваша основная «работа» (если можно так выразиться)?

О.Д.: Да, резьба моя основная работа, это мое основное увлечение, мой хлеб, мое любимое занятие.

Олег Дорошенко и его собаки

Фотографии. Автор: Олег Дорошенко

М: С чего все началось? Как именно Вы пришли к резьбе по кости?

О.Д.: В девяностом году в руки попалась газета с объявлением, о приглашении на курсы резчиков по кости с продолжением работы. Обучал один старый мастер, которого уже нет в живых, Дмитрий Борисович Фридман или просто (Фрид). Обучение продолжалось не долго, так как весь первый набор учеников оказался довольно способным. И в скором времени курсы переросли в самое обыкновенное производство изделий из кости. Около трех раз набирались ученики на обучение, так как не все задерживались надолго. Сейчас из выпускников этого предприятия занимается резьбой всего четыре человека.

На начальном этапе доверяли резать только из цевки (трубчатая кость крупного рогатого скота), изготавливали браслеты, серьги, броши. Постепенно самым достойным стали доверять и бивень мамонта, хотя ассортимент был все тот же. Это продолжалось около трех лет до ухода Фрида из предприятия. С девяносто третьего года меня назначили на должность художественного руководителя. Ассортимент изделий довольно расширился, но руководство предприятия неумело занималось реализацией изделий, и фирма постепенно разваливалась. Предприятие просуществовало до 2008 года, пока я не решил заняться индивидуальной деятельностью.

Резьба по кости. Мышь и зерно. Автор: Олег Дорошенко

Резьба по кости. Мышь и зерно. Автор: Олег Дорошенко

М: Какие трудности возникают при работе на себя, а не на дядю?

О.Д.:  Я не назвал бы это трудностями, просто увеличивается объем работ, который ложится на мои плечи. Если раньше мне не надо было думать о закупке инструмента, расходных материалов, кости и т.д., то сейчас все это моя головная боль. Если раньше весь инструмент, начиная от бормашины, наконечников и заканчивая гибкими рукавами, ремонтировал слесарь, то сейчас весь ремонт только на мне. В этот список можно добавить еще поиск заказчиков и реализацию готовой продукции.  Все это занимает некоторое время, которое я мог бы потратить на работу или на отдых.  И только сейчас, занимаясь всей этой подготовительной и организационной работой, понимаю, что не так уж это и легко.

Резьба по кости. Мышь и свеча. Автор: Олег Дорошенко

Резьба по кости. Хомяк. Автор: Олег Дорошенко

М: Да, организация процесса порой занимает очень много времени, так и на резьбу может не остаться. Почему Вас увлекает именно миниатюра?

О.Д.: Мне всегда нравились мелкие изделия с тщательной детальной проработкой. Просто изготовить все равно какой объект в натуральную величину, если этот объект большого размера.  А изготовить такой же предмет в несколько раз меньше, проработав тщательно все детали, вот это мне нравится.

Я не стал бы говорить, что сейчас меня увлекает именно миниатюра, да, мне нравится работать над такими изделиями, но много заказов на  работы и более крупных размеров. Сейчас размер изделия чаще диктует заказчик. Поэтому миниатюрой занимаюсь не так часто, как хотелось бы.

Резьба по кости. Хамелеон. Автор: Олег Дорошенко

М: Если попытаться охарактеризовать стиль, в котором выполнена значительная часть Ваших работ, то, пожалуй, его можно назвать реалистичным анимализмом. На мой взгляд, это самое трудное в резьбе: в мельчайших деталях передать не какие-то абстрактные или стилизованные формы, а показать живой объект таким, какой он есть на самом деле. Похоже, Вас не пугают эти трудности, а наоборот, притягивают. Почему?

О.Д.: Большая часть живущих на земле людей воспринимают изделия, выполненные в реалистическом ключе лучше, чем стилизацию окружающих нас объектов. Не нужно думать и пытаться понять, что художник хотел сказать, выстраивая свою концепцию переплетенных линий и плоскостей.  Реализм всем понятен, он легко воспринимается и детьми и взрослыми, надо только выполнить этот реализм достойно. Но мало просто хорошо изобразить животное, которое стоит просто в статической позе, как миниатюрка из киндер-сюрприза, нужно связать несколько  объектов, чтобы получилась интересная композиция с эмоциями с вложенной в изделие душой.

Резьба по кости. Птенец. Автор: Олег Дорошенко

Анимализм - это просто удачная тема, которую преподносят уже многие и многие годы со времен первобытных людей. И как не в этой теме лучше всего можно показать эмоции и настроение животного.

И кто сказал, что это самая тяжелая тема для изображения? Люди - вот тема, в которую не каждый сунется, вот где за каждый промах в пропорциях и незнании анатомии нужно отвечать по серьезному, а особенно если ты промахнулся в таком дорогом материале.

Шахматные фигуры из кости

Резные шахматные фигуры из кости. Автор: Олег Дорошенко

Резные шахматные фигуры из кости. Автор: Олег Дорошенко

М: Пробовали работать над этой сложной «человеческой» темой? Наверно к ней можно отнести работу над созданием шахматных фигур?

О.Д.: Да, были несколько работ неплохих, но как-то больше меня преследует жанр анимализма.

Резьба по кости. Крыса. Автор: Олег Дорошенко

Резьба по кости. Крыса. Автор: Олег Дорошенко

М: Среди Ваших работ часто встречаются крысы, мыши и хомяки. С чем это связано? Питаете слабость к грызунам?

О.Д.: Да нет, особой любви к этим животным не питаю, но как к объекту, приносящему мне доход, отношусь с уважением.

На самом деле, некоторые из этих грызунов связаны с восточной мифологией, и заказчики много раз просили изобразить крыс в той или иной позе с разными предметами, и только по этой причине.

А некоторых животных, из этой серии хотелось изобразить самому в неизбитых сюжетах, используя разные материалы. Вот и получилась такая серия из разных грызунов.

Мышь и подсвечник. Резьба по кости. Автор: Олег Дорошенко

Мышь на замке. Резьба по кости. Автор: Олег Дорошенко

Мышь на игральной кости. Автор: Олег Дорошенко

М: О разных и не только материалах давайте уточним: обычно все пишут материал: кость (ну если только не идет речь о кости мамонта например). Цевка крупного рогатого скота идет как материал для новичков, об этом в основном и пишут во всех источниках? А с какой же костью работает профессиональный резчик?

О.Д.:  Если говорить об изделии, которое нужно изготовить для продажи, то всю кость, такую, как бивень слона, клык моржа, зуб кашалота, можно сразу отбросить. Изготовление всех изделий из этой кости запрещены законом, как и вывоз. Изготовление изделий из этих материалов своего рода пропаганда уничтожения животных. Остается бивень мамонта. Все знают еще из уроков истории, что к уничтожению этого животного человек никакого отношения не имеет, здесь постаралась матушка природа. Поэтому, основная часть изделий выполняется из бивня мамонта.

Но запретные материалы резчики все равно используют, большей частью в Китае. Там очень развито косторезное ремесло и подделки разнообразных низкосортных нэцкэ разлетаются по всему миру.

Нэцкэ из кости. Автор: Олег Дорошенко

М: Нэцкэ - отдельная широкая тема, об этом можно говорить долго и это явно тема для отдельной статьи. С какими еще материалами кроме кости приходилось работать? Есть ли какой-то любимый материал?

О.Д.: Учитывая, что мой основной инструмент - бормашина, стараюсь подбирать материал с плотностью похожей на кость. В основном, это эбеновое дерево, самшит и некоторые материалы, которые использую для инкрустации в изделиях: гагат, иногда янтарь.

Каждый материал хорош по своему. Нравится эбеновое дерево в обработке, но пыль этого дерева…., короче, спасает только хорошая вытяжка.

Самшит очень хорошо режется борами, но перед полировкой надо попыхтеть со шлифовкой. И если плохо отшлифовал, все это вылезет при полировке.

Резьба по кости. Бык. Автор: Олег Дорошенко

М: Откуда Вы обычно черпаете сюжеты спрашивать не буду, т.к. Вы писали об этом на нашем форуме. Спрошу о другом: идеи запоминаете, зарисовываете или …. ?

О.Д.: Бывает по разному, иногда приходится зарисовывать, а иногда просто сохраняю фото из интернета, понравившегося сюжета. Потом просто дорабатываю композицию на бумаге. Ведь выдумывать ничего не надо, вокруг нас столько сюжетов для работы, надо только увидеть и воплотить.

М: Готовите ли Вы предварительный эскиз или, может быть, делаете наброски будущей работы? Насколько тщательно прорабатываете нюансы и детали на начальном этапе?

О.Д.: На бумаге рисую всю композицию, не прорисовывая детали, и отдельно ищу в интернете материал по каждому персонажу. Изображения подбираю хорошего качества, где видны мельчайшие детали. Я думаю, что принцип резьбы не отличается от такового у других резчиков, и детали начинаю выделять примерно в средине всего процесса.

Резьба по кости. Носорог. Автор: Олег Дорошенко

М: Давайте поговорим об инструменте. Еще в 2009 году на форуме Вы писали, что используете старую бормашинку советских времен. Что-нибудь изменилось с тех пор? Может, обзавелись более современным агрегатом?

О.Д.:  Инструмент - самая больная тема для любого резчика, и не важно занимается он деревом или костью.

Бормашина все та же на базе шлиф-мотора ШМ. Но так как гибкие рукава РГТ-10, под которые выточены все наконечники, сняты с производства, дорабатываю на старых запасах, стараюсь сильно не нагружать трос. А для грубой обработки использую FOREDOM.

В планах немного модернизировать старую машинку и некоторые детали конструкции, которые связывают привод с тросом и трос с моими старыми наконечниками. Конструкция этих наконечников, самая простая, как в изготовлении, так и замене подшипников и смазке.

Мастерская Олега Дорошенко

М: Может есть смысл пересесть целиком на новый инструмент? Расходники, запчасти и комплектующие сейчас не проблема купить в наше время. Или Вы на столько прикипели к старому аппарату, что не отправите его на покой ни за какие коврижки?

О.Д.: На этом оборудовании работаю более двадцати лет и ничего лучшего по скорости вращения, мощности и издаваемому шуму еще не видел. Звук его в два раза тише, чем у FOREDOM. Наконечники тоньше и разбираются удобнее для замены подшипников. Но даже не в этом все дело! Если бы можно было перед покупкой опробовать несколько бормашин, зарядив в наконечник шариковую фрезу диаметром 12- 18 мм и расстоянием между режущими кромками 2- 3 мм., и на полном ходу врезаться в кость, сняв стружку, проработав в таком режиме около часа, возможно, на такую бормашину я сменил свой старый  агрегат.

Рабочее место Олега Дорошенко

М: Ваши работы славятся исключительной, тщательной отделкой. Можете раскрыть для наших читателей пару секретов?

О.Д.: Секрет очень прост: не торопите события, не старайтесь как можно быстрей закончить очередную работу, чтобы похвастаться перед своими друзьями. Попробуйте посидеть над изделием на несколько дней больше, чем обычно. Устал от этой работы, как говорят, глаз замылился -  отложите на время. Если это миниатюра, и вам кажется, что все, закончил, оденьте бинокуляры, и вы увидите,  что работы еще непочатый край. Старайтесь не только  показать форму объекта, но и поработать над деталями. Не ограничивайтесь двумя, тремя номерами боров, используйте и очень мелкий инструмент.  Помимо боров фрез, пользуйтесь и штихелями, этот инструмент очень помогает на конечном этапе перед полировкой и доводок линий в углублениях. Подходите к работе творчески.

Птица на яблоке. Резьба по кости. Автор: Олег Дорошенко

М: Есть ли у Вас заветная мечта, реализовать которую еще даже не рискуете? Есть ли примеры, к которым стремитесь? Можно ли как-то отобразить предел или потолок мастерства? Каково оно, совершенство?

О.Д.:  Мечтать - неблагодарное дело, ведь мечта может и не сбыться. А мечтать и не пытаться реализовать - глупо, так мечта и останется мечтой.  

Я давно не стараюсь угнаться за кем-либо или достичь чьего-либо мастерства, просто делаю свое дело.

Пока мастер способен видеть свои ошибки и работает над ними, есть потенциал для развития.

Совершенство, наверное, как Мери Поппинс. А если серьезно, не встречал никого и ничего совершенного, поэтому не знаю, каково оно.

Черепашка. Резьба по кости. Автор: Олег Дорошенко

М: Случаются ли неудачи у мастеров Вашего уровня? Бывает ли такое, что остается еще пара штрихов и вдруг… одно неосторожное движение и работа безнадежно испорчена? Случалось ли такое? Как справлялись с разочарованием и тяжким грузом на душе?

О.Д.: Очень редко, но бывает. До такого, чтобы испортить все работу - вряд ли. Практически все такие случаи были исправлены, зачастую, в лучшую сторону. Исправить вполне реально, пока работает фантазия.  Это если говорить о случаях, когда какой-то из элементов изделия отламывался.

Но бывают такие случаи, что работа сделана и вроде бы хорошо, но что-то в ней мне не нравится. Вот такую работу называю неудачной. Отдаю ее по сниженной цене.

Если каждый раз при неудаче вас будет тяготить разочарование, то в скором времени вы разочаруетесь в своей специальности. Забудьте, оставьте неудачу во вчерашнем дне и работайте дальше.

Резьба по кости. Медведь. Автор: Олег Дорошенко

М: Ваши работы всегда представлены очень наглядно: с разных ракурсов, фото хорошего качества. Видно, что выставлен свет иснимки скорее всего сделаны профессиональным фотографом. Специально заказываете фотосессию для каждой работы? Если не секрет, кто фотографирует?

О.Д.: Вы мне льстите, я не считаю эти снимки хорошего качества, все снимки делал сам. Снимать приличной камерой начал буквально с весны этого года, а раньше только цифровыми мыльницами, хотя и хорошего качества. Свет, конечно, приходилось ставить, и не один десяток снимков надо было сделать, чтобы получить один-два хороших кадра.

Резьба по кости. Дракон. Автор: Олег Дорошенко

М: Давайте поговорим о ценах. Каков порядок цен на Ваши творения?

О.Д.: Без комментариев.

М: Ок, если кто из читателей заинтересуются – пусть пишут Вам лично. Часто ли поступают заказы? Клиенты выстраиваются в очередь на готовые работы или заказывают что-то индивидуально?

О.Д.: Очень редко получается так, что есть свободное окно в работе и можно сделать изделие, которое давно вынашиваешь в своей голове. Заказы есть постоянно, пока работаю над одним заказом, добавляется еще один или два. Готовые работы, которые мог бы выставить в свободную  продажу - большая редкость.

Наблюдаю три варианта заказов: повтор увиденного на сайте, конкретный индивидуальный заказ или «хочу, но не знаю что».Третий вариант самый неприятный и от большинства таких заказов, если человек быстро не определяется, приходится отказываться.

Обезьянка и банан. Резьба по кости. Автор: Олег Дорошенко

М: Насчет первого варианта: всегда ли удается скопировать работу со стопроцентным сходством?

О.Д.: Я сразу предупреждаю заказчика, что стопроцентного сходства не будет. Увидев готовую  работу, он ее узнает, все вроде бы так, как видел на фото. Но при тщательном рассмотрении заметит, что пальцы изображены по-другому, хвост не так извивается, лапа на миллиметр или два отставлена назад и т.д. Таким образом, я сохраняю право на индивидуальное и эксклюзивное изделие, как этому, так и предыдущему заказчику.

И заготовка не всегда попадает точно в заказанное изделие, всегда есть отличия, в одинаковых, казалось бы, работах.

Резьба по кости. Обезьяны. Автор: Олег Дорошенко

М: О втором варианте. Какие самые необычные заказы Вам поступали?

О.Д.: За все время работы у меня стерлись границы между понятием обычная и необычная работа, скорее так: интересная или неинтересная. Самые интересные работы, когда сталкиваюсь с чем- то новым. В прошлом году была такая работа «Хранители меча». Там помимо изображения фигур самураев, нужно было «одеть» самый настоящий клинок танто, изготовленный японским мастером. Пришлось изучать все элементы меча и принцип сборки.

Танто Хранители меча. Самураи. Резьба по кости. Автор: Олег Дорошенко

Танто Хранители меча. Самураи. Резьба по кости. Автор: Олег Дорошенко

Работа была тяжелой, но интересной.

Танто Хранители меча. Самураи. Резьба по кости. Автор: Олег Дорошенко

Танто Хранители меча. Самураи. Резьба по кости. Автор: Олег Дорошенко

М: Кратко, буквально одной фразой продолжите предложение: «Для меня резьба, это - …»

О.Д.: Выше я уже писал, но еще раз повторюсь, резьба для меня, это все.

М: Какой совет может дать новичку такой, не побоюсь этого слова, великий, мастер как Вы? С чего начинать? На что обратить внимание? На чем сосредоточиться? К чему стремиться?

О.Д.: Со словом «великий» явно перебор, есть много очень хороших резчиков на территории СНГ. А от себя лично, хочу сказать: не надо сразу пытаться поймать журавля в небе, он сам к вам прилетит, и это будет вам наградой за терпение, усердие, старание. Не стоит сразу начинать резать очень тяжелые и сложные работы, возьмите простой сюжет, постарайтесь чувствовать форму, объем. Возьмите кусок пластилина,  попробуйте сначала вылепить, только потом начинайте резать. Форма, пропорции, анатомия - это то немногое, над чем надо постоянно работать. Я сам начинал резать, копируя или подражая некоторым резчикам, пытался повторить некоторые работы. Самое главное - видеть свои ошибки, прислушиваться к критике и правильно на нее реагировать.

Автор: Олег Дорошенко

Автор: Олег Дорошенко

Автор: Олег Дорошенко

М: Благодарю Вас за интервью, Олег. От администрации сайта и наших читателей желаю Вам совершенствоваться в таком нелегком и потрясающем искусстве, воплощать самые смелые замыслы и конечно же радовать мир своими восхитительными работами! В качестве заключения, если хотите, можете оставить пожелания, напутствия или просто пару слов нашим читателям…

О.Д.: Желаю всем творческих успехов, достижения и покорения новых вершин в нашем нелегком, но очень интересном труде. Больше всем интересных заказов и заказчиков, которые с уважением относятся к вашему творчеству.

Сайт Резное.ру хочу поблагодарить за работу, за то, что не оставляете без внимания мастеров, даете возможность раскрыть свой потенциал и увидеть других очень хороших резчиков и их работы.

Желаю сайту Резное.ру развиваться в том же направлении, неравнодушных к творчеству спонсоров и терпеливых модераторов.

Контакты Олега Дорошенко

20.09.2012 Комментариев: 1