"Труд избавляет нас от трех великих зол: скуки, порока, нужды"

Вольтер

Сергей Быков и его резные православные кресты

Сегодня у нас в гостях замечательный мастер церковной резьбы, православный резчик, Сергей Быков. Сергей широко известен среди духовенства как автор множества работ и специалист по резным крестам. Итак, встречайте...

Михаил: Привет, Сергей! Спасибо, что нашел время дать интервью для нашего сайта reznoe.ru. 

Для начала расскажи немного о себе: где ты родился, вырос, где живешь сейчас…

Сергей Быков: Родился я в пгт. Черкасское, Славянского района Донецкой области. Там прошло мое детство, там же закончил школу на базе 11 классов. Отец ушел, когда было мне 14 лет, мать стояла в очереди на квартиру на то время уже 10 лет (как это было принято в СССР). Чудом доставшаяся моей матери та самая квартира в соседнем городе позволила мне продолжить обучение, определив мою дальнейшую судьбу на всю жизнь. Я поступил в обычное ПТУ на профессию «Столяр строительный, плотник». Подростковый возраст не оставил мне выбора, т.к. долго не мог определиться куда податься. После окончания обучения в ПТУ, поступил в Полтавскую Миссионерскую Духовную Семинарию, где все и началось.

Анатолий АлександровичБоярчукПознакомился с хорошим человеком, преподавателем Анатолием Александровичем Боярчуком (впоследствии ставшим священником), который и научил резному ремеслу, наделив творческим потенциалом.

После окончания учебы остался работать в Семинарии на должности Секретаря Ученого Совета. Через пару лет пришлось уйти оттуда в связи с маленькой зарплатой, чтобы зарабатывать и кормить семью.

М: Как и с чего началось твое знакомство с резьбой?

С.Б: Я как сейчас помню, это было время, наверное, самое лучшее в жизни человека – студенческие годы. После учебного времени я случайно зашел в класс, в котором проводился кружок по резьбе отцом Анатолием. Впервые увидев резной крест, я настолько был поражен красотой и талантом… Знаешь, как будто внутри меня произошла революция всей моей жизни, как будто бы я определил в тот момент дорогу на всю свою жизнь, по которой мне теперь придется идти.

резной крест. Автор: Сергей Быковрезной крест. Автор: Сергей Быков

М: Помнишь ли ты свою первую работу? Что это было?

С.Б: Да, конечно, я не только помню свою первую работу, она и сохранилась у меня. Первой моей работой стал крестик ручной из ореха. С «высоты» прожитых лет могу сказать, что для первого раза получилось неплохо.

Первая работа Сергея Быкова

М: На мой взгляд, очень здорово для первого раза! И с тех пор, значит, ты специализируешься на церковной резьбе. Чем все же обусловлен такой выбор?

С.Б: Обусловлено это несколькими факторами. Первый и, наверное, самый весомый - это  направленность самого мастера, который и обучал меня. Второй фактор, более поздний, это спрос. Дело в том, что если заниматься, например, панно или нэцкэ, то, мне кажется, что труднее найти заказчиков да еще стольких, чтобы прокормить семью из 4-х человек!

резной крест. Автор: Сергей Быков

М: Насчет реализации многие мастера могут не согласиться, но, на мой взгляд, очень здорово, что ты занимаешься именно тем, к чему тянется душа. Кто был твоим наставником? Расскажи о нем…

С.Б.: Моим наставником был и остается священник, педагог и просто хороший талантливый человек Анатолий Александрович Боярчук. Он закончил художественное училище в котором и подчерпнул навыки рукоделия и стимул к творчеству, что в последствии передалось и мне.

резной крест из дерева. Автор: Сергей Быковрезной крест. Автор: Сергей Быков

М: Как складываются взаимоотношения с представителями церкви? Каковы они в качестве клиентов-заказчиков? Щедрые или скупые? Придирчивые или благодарные?

С.Б: Ты знаешь, разницы наверное нет и не может быть в принципе: что вне церкви есть люди адекватные и не очень, то же самое и в церкви. Кто платит, тот заказывает и музыку…

Заказчики из числа духовенства люди обычные, такие же как и мы, за одной только разницей: они посвящают себя служению Богу и людям. А как покупатели они практически не отличаются от нас!

М: Откуда в основном поступают заказы?

С.Б: Заказы поступают отовсюду. Мы работаем уже 6 лет в этой сфере (как в поговорке – сначала работаем на имя, а потом имя работает на нас). Я говорю во множественном числе, т.к. у нас небольшая артель.

резной крест. Автор: Сергей Быковрезной крест. Автор: Сергей Быков

М: Ну раз о коллективе зашел разговор – представь нам своих коллег. Страна должна знать своих героев!

С.Б: Мастеров у нас немного, всего четыре человека: три резчика по мелкой резьбе и один специалист по более крупной резьбе. Коллективного фото пока нет, как и какого-то общего помещения - мастерской. Работаем в основном по своим домам.

резной крест. Автор: Сергей Быковрезной крест. Автор: Сергей Быков

М: Как работает коллектив: дружно и слажено или в вашей среде нередки споры, конфликты, зависть и конкуренция?

С.Б.: Работа в коллективе проходит нормально без каких либо конфликтов и раздоров. Конкуренции нет, так как каждый занимается работой по своей силе и способностям.

М: Как тогда протекает работа? В чем смысл такого объединения, когда каждый работает у себя дома? Могу понять, когда дело касается работы в интернете – это тут нормальное явление, но артель резчиков, где каждый работает удаленно – как-то это странно… Первый раз с таким сталкиваюсь, поясни подробнее зачем это все нужно, как организован процесс и т.п.

С.Б.: Живем мы ведь в одном городе, и соответственно общение у нас не только в телефонном режиме. Процесс изготовления проходит следующим образом: один делает проект и форму, второй какие-то детали, третий еще что-то. Так и происходит изготовление конечного изделия.

резной крест. Автор: Сергей Быковрезной крест. Автор: Сергей Быков

М: Эскизы разрабатываешь сам или берешь за основу какие-то готовые шаблоны?

С.Б: Эскизы собирались мной на протяжении долгих лет, это и спроектированные непосредственно нами, и готовые работы других резчиков, и индивидуальные проекты самих заказчиков.

инструмент Сергея БыковаМ: Очень трудный момент – выборка фона в труднодоступных местах. У нас даже тема такая на форуме есть. Полагаю, ты уже собаку съел на подобных нюансах. Каким инструментом пользуешься? Есть ли какие-то хитрости в этом процессе?

С.Б: Поскольку основная масса наших изделий - это мелкая миниатюра, то и инструмента по сути немного. Непосредственно для выборки в труднодоступных местах я применяю мелкие стамески шириной 0,5 мм.

Это половина из всех моих моих инструментов которыми я работаю. Есть и кованые стамески, очень хорошего киевского мастера-кузнеца. Маленькие стамески и нож косяк я делаю сам, т.к. то, что я покупал из дорогих инструментов – Pfeil или NAREX, по качеству рассчитано, наверное, на более мягкие породы древесины – липу или ольху. Мы же используем твердые породы – грушу, яблоню, красное дерево.

М: Давай поговорим об отделке. Твои работы очень тщательно отделаны, такое ощущение, что это вообще работа станка с ЧПУ. Открой нашим читателям пару секретов: какими средствами можно добиться такого эффекта и самое главное – как? 

С.Б: Станки ЧПУ мы не используем. Во-первых: потому что они ужасно дорогие и окупят себя лет так через 10. Во-вторых: не такой уж и большой доход, чтобы можно было себе позволить такое. В третьих: где работает машина, там нет души резчика или она разрывается на тысячи копий в день, если даже что-то и вложено. У нас же в каждое изделие вкладывается душа и одинаковых копий нет и не может быть.

М: И это замечательно! Вопросы о пропитке резных изделий маслом тоже частенько возникают, особенно у новичков. Можешь описать свою методику?

С.Б: Именно для мелкой резьбы более всего подходит тиковое масло. Методика проста: шлифование наждачной бумагой зернистостью 1000, затем 2000, полирование дубовой стружкой и непосредственно тиковым маслом 2-3 раза. Между слоями шлифование наждачной бумагой зернистостью 2000.

резной крест. Автор: Сергей Быков

М: Расскажи о своем самом необычном или о самом проблемном заказе. Нашим читателям интересны такие истории.

С.Б: Проблемный заказ был в этом году, когда связался со мной человек из России, представившись игуменом, попросил срочно изготовить ему и выслать изделия, пообещав оплатить после получения. Мы изготовили, и я повез заказ за 300 км чтобы отправить посылку попутным поездом. После получения он перезвонил мне, сообщив о получении и попросил координаты для отправки перевода. Вечером я отправляю ему по e-mail реквизиты, а e-mail уже не существует! На следующий день решил позвонить ему, а телефона такого тоже уже нет! :)

М: Неприятная история. Мастера наверно сейчас читают и кивают мол «сам виноват»… А вообще, по какой схеме в основном работаешь? Неужели без предоплаты?

С.Б: После этого случая, работу начинаю только после предоплаты!

М: И это правильно! Тем более твое портфолио наглядно демонстрирует качество твоей работы, да и имя по сути уже является своеобразным знаком качества. О проблемном заказе поговорили, теперь давай о самой интересной или самой масштабной работе… В твоей практике было нечто такое грандиозное?

С.Б: Любой неординарный заказ это и есть нечто грандиозное, т.к. приходится включать фантазию и использовать творческий потенциал для разработки того или иного проекта.

М: А если конкретнее? Может есть фото самых грандиозных работ?

С.Б: Из всех работ особо выделил бы пожалуй, эти:

М: Как формируешь цену на свои работы? По временным затратам с коэффициентом сложности или просто «на глазок»?

С.Б: Цены сформированы мной лет 5-6 назад, тогда я промониторил пространство интернет и местный рынок сбыта, чтобы выставить конкурентоспособные расценки. Впоследствии, спустя годы, цены выросли благодаря инфляции и общему кризису.

М: Ставишь ли ты перед собой какие-то цели? Есть ли для тебя, как для резчика, какие-то ориентиры или идеалы, к которым ты стремишься?

С.Б: Очень хотелось бы повырезать себе в удовольствие, изготовить что-то посложнее, но пока приходится резать только то, что востребовано, чтобы просто выжить в этом мире. А творчество само по себе может развиваться и совершенствоваться бесконечно. Куча проектов и эскизов в голове, задумок и планов. Что получится воплотить в реальность - не знаю. Знаю одно: то что уже есть - это реализация и моих в частности, и наших, в общем, творческих потенциалов души.

М: Вот об этом давай поподробнее: что тебя больше всего привлекает? Опустим материальную сторону… Какое из направлений притягивает тебя как резчика? Чем бы ты тогда занялся?

С.Б: Естественно я бы не выходил за рамки церковной утвари, просто реализовал бы новые проекты и задумки, например, сделал бы новые формы крестов или вырезал бы икону, которая была бы насыщена мелкой резьбой..

М: Почему бы не реализовать это сейчас? Фактически из основного направления не выходишь ведь… Что же тогда мешает? Строгие каноны или …?

С.Б: У меня нет свободного времени, т.к. в первую очередь нужно делать то, что имеет спрос и приносит прибыль, а чтобы вырезать что то новое… Неизвестно когда оно будет продано и все это отодвигается на задний план… это просто борьба за выживание...

резной крест. Автор: Сергей Быков

М: Мы всегда просим мастеров сказать пару слов начинающий резчикам, воодушевить их или наоборот, рассказать какой это тяжкий и зачастую неблагодарный труд. Добавь свои две копейки: пожелай что-нибудь начинающим резчикам (а можно и нашему проекту).

С.Б: Заниматься тем, что тебе по душе, а если это приносит какой-то дополнительный доход - это очень хорошо. Начинающим резчикам хотелось бы пожелать уверенности и решительности, никогда не падать духом и идти вперед и развиваться во что бы то ни стало! Еще хочу пожелать самокритики, т.к. я думаю, что если будет самокритика, то будет и развитие таланта и самосовершенствование. Если, смотря на свое изделие, мастер доволен и не видит никаких недочетов, то это конец творчеству, конец стремления к совершенствованию своего мастерства!

Контакты Сергея:

Работы Сергея вы можете посмотреть:

В статье сохранен авторский стиль.

Церковная резьба от Сергея Быкова

резной крест. Автор: Сергей Быковрезной крест. Автор: Сергей Быков

резной крест. Автор: Сергей Быков

резной крест. Автор: Сергей Быковрезной крест. Автор: Сергей Быков

резной крест. Автор: Сергей Быковрезной крест. Автор: Сергей Быков

резной крест. Автор: Сергей Быковрезной крест. Автор: Сергей Быков

резной крест. Автор: Сергей Быковрезной крест. Автор: Сергей Быков

резной крест. Автор: Сергей Быковрезной крест. Автор: Сергей Быков

резной крест. Автор: Сергей Быков

резной крест. Автор: Сергей Быковрезной крест. Автор: Сергей Быков

резной крест. Автор: Сергей Быковрезной крест. Автор: Сергей Быков

резной крест. Автор: Сергей Быковрезной крест. Автор: Сергей Быков

резной крест. Автор: Сергей Быковрезной крест. Автор: Сергей Быков

резной крест. Автор: Сергей Быковрезной крест. Автор: Сергей Быков

резной крест. Автор: Сергей Быков

резной крест. Автор: Сергей Быков

резной крест. Автор: Сергей Быков

резной крест. Автор: Сергей Быков

резной крест. Автор: Сергей Быков

резной крест. Автор: Сергей Быков

шкатулка. Автор: Сергей Быков

резной крест. Автор: Сергей Быков

резной крест. Автор: Сергей Быков

резной крест. Автор: Сергей Быков

шкатулка. Автор: Сергей Быков

резной крест. Автор: Сергей Быков

резной крест. Автор: Сергей Быков

резной крест. Автор: Сергей Быков

резной крест. Автор: Сергей Быков

резной крест. Автор: Сергей Быков

резной крест. Автор: Сергей Быков

резной крест. Автор: Сергей Быков

резной крест. Автор: Сергей Быков

резной крест. Автор: Сергей Быков

резной крест. Автор: Сергей Быков

резной крест. Автор: Сергей Быков

резной крест. Автор: Сергей Быков

резной крест. Автор: Сергей Быков

резной крест. Автор: Сергей Быков

07.11.2012 Комментариев: 0