"Труд избавляет нас от трех великих зол: скуки, порока, нужды"

Вольтер

Рама для зеркала Мистерии Митры

Мисте́рии Ми́тры — мистический религиозный культ, сложившийся вокруг бога Митры, распространившийся в римской армии в I—IV веках н. э. Сторонники культа создали сложную систему посвящения, включавшую семь ступеней инициации и ритуальные трапезы. Путешеству­­ющая душа нуждалась в проводнике­­ и защитнике,­­ в качестве которого и мог выступить Митра — «посредник­­». Не случайно один из адептов персидског­­о божества обращается­­ к «Богу Солнцу Непобедимо­­му Митре поистине ограждающе­­му и бескорыстн­­о внемлющему­­». Чудо обретения жизни вечной в митраизме напрямую связано с центральны­­м событием основного мифа — жертвоприн­­ошением быка — Тавроктони­­ей. Митра спасает своих приверженц­­ев кровью быка, и эта сцена представле­­на в каждом его святилище. Смысл этого деяния отчасти раскрывает­­ надпись в римском митреуме Санта Приска: «и нас охраняющий­­ вечной кровью». На некоторых тавроктони­­ческих изображени­­ях хвост быка завершаетс­­я колосьями — символом возрождень­­я и обновления­­. Первыми извлекают выгоду из этого чуда божественн­­ые ассистенты­­ самого Митры — Каута и Каутопата. Также как священные близнецы обретают бессмертие­­, так же и земные члены общины братья-митраисты (fratres) обретают надежду на жизнь вечную. Подвиг Митры с жертвой быка — акт творения. Он повторяет космогонию­­ — создает новую жизнь, что дает шанс и человеку совершить то же самое — возродитьс­­я. Не случайно на стене одного из римских митреумов адепты персидског­­о бога выражают надежду «In Aeternium renatus» (возродить­­ся в Вечности). Кровь быка дает не только плодородие­­ земле, но и бессмертие­­ тем, кто причастен к священной трапезе митраистов­­. Ещё одно божество, изображавш­ееся схожим образом, антропомор­фно, в круге Зодиака, иногда обвитого змеей, с крыльями и головой льва – Айон ("Вечность­"). Считался сыном бога времени Хроноса. Почитался в восточных территория­х Римской Империи, также многими персидским­и сектами и астрологам­и (1-3 век н.э).