Обучение резьбе по дереву. г. Москва
collapse

Новинки нашего магазина

.

: Мини-курс ИЗО с xena074  ( 5841 )

xena074

  • Мастер эксперт
  • Пользователь
  • *****
  • : 148
  • : +172/-25
    : 4
  • xena074 не имеет никакого влияния.
Мини-курс ИЗО с xena074
« : 04 2011, 08:32:08 »
МИНИ-КУРС ИЗО.ВВЕДЕНИЕ

На самом деле я придерживаюсь мнения, что у каждого из нас есть свой индивидуальный творческий почерк. Мы с вами просто будем развивать ваше (и мое вместе с вами) художественное мышление.

Я начинаю мини - курс ИЗО. Ни в какое противоречие с  мастер-классом по рисунку, который ведет Андрей, моя информация не входит. Мы с вами поговорим о начальных этапах рисования, композиции картин, скульптур, декоративных работ. О том как нужна перспектива в реалистичной живописи (графике) и как она же практически не используется в декоративном творчестве. Поговорим о масштабе всего, что нас окружает и о том как правильно выбрать масштаб для своей работы, о цвете, о свете, объеме, красках. Расскажу я и про текстуру, фактуру, орнамент. Информации достаточно много, поэтому буду ее дозировать – добавлять информацию по мере готовности, не всю сразу. А ту, что уже выложу, могу дополнять в процессе. Для удобства все будет разбито на темы. Например, «Текстура» или «Краски», «Цвет».
И еще, если я попрошу вас нарисовать-что то или самим себе изготовить материалы- подспорье в рисовании, это только для упрощения понимания вами того, что написано. Мы не в школе и проверять домашнее задание я не буду. Все делается  для пользы дела. Сохраните ваши материалы по курсу до окончания. Окончание планирую к осени. Теории будет минимум, я ориентируюсь на практические навыки. Они всегда важнее.

Для начала я попрошу вас взять чистый лист бумаги и написать на нем любую фразу - предложение. Можно пользоваться карандашом или ручкой или пером с тушью. У кого что есть. Я написала на бумажке чернилами для принтера (ничего другого под рукой не нашла) и пером простую фразу. Надо уж тушью (!) было… чтобы краска не расплывалась. Это – только пример.



С золотым тиснением бумагу брать тоже – не обязательно. Ксероксная бумага сойдет. Главное берите бумагу без клеток и линеек. Зачем нам все это? Мы тренируем навыки чистописания и вместе с этим тренируем руку в проведении прямых и кривых линий. А именно уверенное проведение таких линий упрощает овладение рисунком. Письмо и рисование взаимосвязаны и неотделимы друг от друга.
Совсем не важно как вы написали свою первую фразу, просто тренируйтесь чаще писать от руки, почувствуйте свободу, ритм, движение и вы очень скоро заметите результат. Подготовительный этап под резьбу станет быстрее и сама резьба станет более уверенной. Серьезно.
А теперь я немного расскажу об истории каллиграфии на Востоке.

Мусульманская каллиграфия

Изысканная красота арабского письма давно вошла в поговорку. Конечно, исламским рукописям далеко до уникальных японских или древнеегипетских иероглифов. Но по сравнению с однообразной европейской скорописью любая арабская рукописная книга – просто шедевр.

Среди многих направлений исламского искусства каллиграфия (что буквально означает "прекрасное письмо") занимает особое место: согласно изречениям Пророка, каллиграф, которому удастся переписать красивым почерком Божье Слово (Коран), станет обитателем рая. Каллиграфия начала процветать на самых ранних этапах исламской истории. Очень скоро некрасивые и грубые буквы семитского алфавита превратились в декоративные значки, напоминавшие упрощенные иероглифы. Эта форма письменности называлась куфи (по имени города Куфа в Ираке). Именно такой шрифт использовался для создания самых ранних копий Корана.

В те далекие времена текст Божьего Слова переписывался на специально обработанных шкурах животных тростниковым пером; только начиная с Х в. Коран стали переписывать на страницах обычной формы. Тогда же изменились очертания и размеры букв: вечно "пляшущие" и слишком крупные значки куфи стали аккуратно слитными, ровными и пропорциональными. Появился более округлый и курсивный насх, предназначенный, в основном, для писем и деловых документов.
 
В первой половине десятого столетия визирь Аббасидов Ибн Мукла завершил разработку куфического стиля, определив некоторые правила, формы и пропорции, которым с тех пор следовали каллиграфы и первый разработал ставшую впоследствии традиционной классификацию арабского письма на шесть стилей: насх (от которого произошло большинство современных шрифтов), сульс (более курсивная разновидность насха), райхани (богато украшенный орнаментальный вариант сульса), мухаккак (жирный шрифт с широкими диагональными росчерками (цветениями), тауки (сконцентрировавший в себе многообразие сульса, в котором все буквы иногда соединяются друг с другом) и рукаи (как правило, используемый ныне для обычного ручного письма в большинстве арабских стран). Из этих шести стилей, а также из куфического в более поздние времена каллиграфы не только арабского мира, но Ирана, Турции и в остальных областях исламского мира детально разрабатывали и развивали другие шрифты.

Самыми искусными каллиграфами считались писцы Оттоманской Турции. Недаром популярная поговорка тех времен гласила: "Коран был открыт в Мекке, прочтен в Египте и написан в Стамбуле". Турки создали изящный придворный изящный декоративный шрифт дивани, придумали стиль мусанна (арабское слово, означающее "двойной"), где одна половина текста является зеркальным отражением другой.

Еще более изобретательной была разновидность арабского письма, которую можно назвать изобразительной каллиграфией: в ней текст (обычно стих из Корана или мудрое изречение) расписан в форме птицы, животного, дерева, лодки или другого предмета. Коранический стих куфическим шрифтом, к примеру, мог быть расписан так, чтобы при этом создавалась картина мечети или минаретов.

Одним словом, арабское письмо – это не просто удобный способ изложения информации, а гигантский пласт исламской культуры. Не случайно в течение нескольких столетий после изобретения печатных машин арабский мир по старинке продолжал полагаться при создании книг (особенно Корана), правовых и других документов на рукописные формы письма. Каждая древняя рукопись неповторима не только по содержанию, но и по стилю, а восточная каллиграфия давно уже стала предметом отдельной науки.

Уникальная экспозиция произведений исламской рукописной книги, приуроченная к Международному конгрессу востоковедов, открылась в залах Государственного Исторического музея.

Впервые за сто лет из запасников крупнейших московских музеев и библиотек извлечены редкостные арабские, персидские и турецкие манускрипты XIII – XIX столетий. В отличие от христианских рукописей, неизменно напичканных всевозможными виньетками и маргинальными миниатюрами, поля арабских книг сохраняют девственную чистоту. Лишь некоторые заголовки могут быть украшены эффектным орнаментом. Тем не менее, хитроумные сплетения арабской вязи приковывают внимание не меньше, чем самый закрученный сюжет европейской картины.

Исключение составляет Коран. Главную книгу ислама всегда украшали с любовью и нежностью. Некоторые листы больше напоминают эскиз для персидского ковра или рисунок роскошного сада, чем страницу текста.

К счастью, кураторы проекта явно стремились показать все возможные типы рукописной книги, создававшиеся в течение многих веков в безбрежном пространстве исламского мира. Поэтому в экспозиции выставки представлены и строгие лаконичные документы, и тексты, складывающиеся в затейливый узор, и прижизненный "Диван" великого Абдурахмана Джами, и труды по мифологии, богато украшенные орнаментом. А поклонников настоящей исламской миниатюры ждет шикарная поэтическая антология персидских поэтов, иллюстрированная сюжетными рисунками.

Каллиграфия - искусство изображения слова, доведенное в арабских странах до высшей степени совершенства.

Основы каллиграфии преподавались в начальной школе и духовном училище (медресе). Однако подлинными виртуозами были лишь немногие избранные каллиграфы ("хаттаты"), искушенные во всех тонкостях арабских почерков и начертаний. "Красота человека - в красоте его письма, а еще лучше, если оно у мудрого" (известный восточный афоризм).

Нет также ничего удивительного в том, что стили письма были канонизированы.
В основе канонизации лежала строгая система "уставного письма" ("хатт мансуб"), разработанная багдадским каллиграфом Ибн-Муклой (886-940). Это система пропорций, определяющих соотношение горизонтальных и вертикальных элементов букв, а также букв в строке.
Канонические виды арабской каллиграфии (почерки): 

Куфи

Самый ранний почерк - геометризованно-монументальный. Тяготеет к прямым линиям, четким геометрическим формам. Господствовал до XII века. Канонизирован как почерк, которым пишут названия сур Корана
"Шесть стилей" классического арабского письма:
Насх

"переписка" - горизонтальный, строгий почерк.

Мухаккак

"правильный"

Сульс

"одна треть" - криволинейные и прямолинейные элементы соотносятся в пропорции 1/3. Очень "гибкий" почерк.

Тауки

"указ" - самый убористый почерк.

Рика

"скорописный"

Райхани

"базиликовый" - очень изысканный почерк, его сравнивали с ароматом цветущего базилика

Позже в отдельных регионах исламского мира выработались другие разновидности почерков. 
Так, персидскими каллиграфами были введены еще два стиля:

Талик (таалик)

быстрый в исполнении (скорописный).

Насталик

скорописный, наиболее распространенный почерк. Выработался при слиянии "насха" и "талика" .

В мавританской Испании был разработан "андалузский магрибский почерк"
От избранного стиля зависел способ очинки тростникового пера (калама): "Калам очиняется косо, и знай - кончик калама должен соответствовать длине фаланги большого пальца, но багдадские писцы очиняют его по длине ногтя..." (из трактата 14 века).

В 15-17 в.в. в мусульманском мире распространился особый вид искусства - кита - миниатюрная картина, представляющая собой в то же время образец одного или нескольких почерков.

Продолжение следует.
« : 04 2011, 08:58:39 xena074 »

. -

Мини-курс ИЗО с xena074
« : 04 2011, 08:32:08 »

xena074

  • Мастер эксперт
  • Пользователь
  • *****
  • : 148
  • : +172/-25
    : 4
  • xena074 не имеет никакого влияния.
Re: Мини-курс ИЗО с xena074
« #1 : 04 2011, 08:38:02 »

Продолжаю...
Каллиграфия в Китае

Важнейшим эстетическим параметром традиционной китайской живописи является ее связь с каллиграфией. Еще в древности каллиграфию называли "первой среди художеств", поскольку настоящий Мастер вкладывает в творение всю силу своей души, своего мастерства. Восприятие каллиграфии требует определенного уровня интеллектуальной и духовной культуры: нужно не только понять, что написано, чрезвычайно важно увидеть и почувствовать, как написано, поскольку именно в этом заключается ее истинная сущность. В искусстве каллиграфии очень важны психофизические аспекты творческого характера, связанные с душевной и физической подготовленностью как автора, так и зрителя, с требованием максимальной сосредоточенности восприятия и спонтанности исполнения.

Каллиграфия определяет во многом художественную выразительность собственно изобразительного образа, она присутствует практически в каждом живописном свитке, и как самостоятельное искусство в виде надписи или просто подписи предопределяет характер авторской печати. Мне кажется, очень часто то, что писал Мастер и то, в какой манере он это делал, было непосредственно связано с тем, как он воспринимал тех людей, для которых он изображал тот или иной иероглиф или записывал то или иное выражение. Одни и те же иероглифы имеют в бытовой лексике одно значение, а в каллиграфии - гораздо более глубокий смысл со всякими философскими подтекстами. Каллиграфия глубоко символична по своему духу, и лаконична по языку.

В каллиграфии всегда важен смысл изречения, и конечно, в какой манере оно выполнено, как написано и какой линией. Древнейшим образцом каллиграфии служит стиль письма на гадательных костях и панцирях черепах - цзягувэнь и гувэнь - древнее письмо. Как показали новейшие археологические исследования, древние гадательные надписи на панцирях черепах и бычьих лопатках (цзягувэнь), относящиеся к эпохе Шан (XVI-XI вв.до н.э.), первоначально наносились при помощи кисти и лишь затем вырезались по кости ножом. Таким образом, история китайской кисти насчитывает по меньшей мере три тысячи лет. Что же такое кисть для письма и в чем ее особенность?! Изобретение кисти восходит к весьма отдаленной эпохе истории Китая. Она является незаменимым орудием китайских художников и каллиграфов. При помощи кисти можно писать слева направо и справа налево в двухмерной плоскости, с нажимом или приподнимая ее до легкого соприкосновения с бумагой. Линии могут быть и полновесными, и легкими, и еле обозначенными - словом, количество всевозможных вариаций письма практически ничем не ограничено. Этими особыми свойствами кисти о объясняется в значительной мере уникальность произведений китайской каллиграфии и живописи. Древние тексты, надписи в стиле дачжуань (больших печатей) наносились на бронзовые ритуальные сосуды, которые особенно широко были распространены в середине II - середине I тысячелетия до н, э.

В конце III века до н. э., при императоре Цинь Ши-хуанди, был установлен официальный стиль письма сяочжуань (письмена на малых печатях) для государственных документов. В период Хань, письмо постепенно развивается из сяочжуань в лишу - официальный стиль. В постханьское время быстро вырабатываются еще три важнейших стиля китайской каллиграфии: кайшу - регулярное письмо, синшу - рабочее, обычное, деловое письмо и цаошу - так называемый травянистый стиль - скоропись. Такое разнообразие стилей вызвано тем, что в разных районах Китая, в зависимости от рода занятий, климата и даже размера поселения, меняется функция письма: где-то писать приходиться много и часто, где-то письмо это приоритет богатых и образованных жителей, а где-то это и вовсе диковинное занятие. Так же многообразие и непрекращающаяся эволюция стилей связана с изменением материалов. Бумага, кисть, тушь, тушечница - эти четыре предмета материальной культуры традиционного Китая известны как "четыре драгоценности ученого". Этим названием они обязаны тому, что являются неотъемлемой частью жизни любого образованного человека в Китае. Около двух тысяч лет назад, когда древние греки и римляне еще писали на египетском папирусе, китайцы уже умели изготавливать бумагу.

Написанное слово, как самое простое средство взаимного общения, всегда ценилось в Китае выше слова произнесенного. В этом, возможно, скрывается главная причина столь раннего изготовления бумаги. Приблизительно в 200 году появилась бумага из коры шелковицы, а примерно через 200 лет - уже из бамбука.

Как известно, приоритет изобретения бумаги принадлежит Китаю - и это важный вклад китайской культуры во всю мировую цивилизацию. Согласно историческим хроникам, честь данного открытия принадлежит человеку по имени Цай Лунь, который жил во времена династии Восточная Хань. Материалом для бумаги служили волокна бамбука, некоторые травы и старое тряпье. Поместив все это добро в каменную ступу, его растирали с водой в кашицу, потом заливали в специальную форму с сетчатым дном из тонких бамбуковых палочек и шелковых нитей. Затем ее трясли, чтобы волокна переплелись. Воду отжимали, и на сетке оставался сырой бумажный лист. Его снимали, высушивали на солнце, а затем выглаживали деревянными валиками, полировали и покрывали мелом. Спустя семь веков техника бумажного производства была освоена в исламских странах, а еще через четыре столетия эта уникальная технология проникла через Северную Африку и Испанию на европейский континент, заменив собой папирус и пергамент. Вплоть до настоящего времени бумага во всем мире изготавливается по китайскому методу.

Тушь является не менее необходимым атрибутом для художника и каллиграфа. Кистью и тушью для письма в Китае пользовались уже в I веке до н.э. Твердая тушь приготовляется на основе клея и сажи. Чаще всего используется сажа, получаемая путем сжигания смолы хвойных деревьев с добавлением специального клея.

В тушь более высокого качества добавляются ароматические вещества: мускус и гвоздика. Полученная смесь впрессовывается в деревянную форму, придающую туши при затвердевании вид плитки, палочки или призмы. Твердая тушь в Китае издавна приобрела культовое значение, поскольку считалась самым важным элементом искусства каллиграфии.

К выбору туши подходят с большой тщательностью, поскольку ее качество самым непосредственным образом сказывается на выразительной силе художественного произведения. Хорошую тушь отличает ровная и гладкая текстура. Она тверда, и ей не свойственна липкость. Цвет - ярко-черный, без примесей. Китайская тушь стала применяться в Европе в качестве особого типа краски лишь в XVII веке.

Так же в Китае развивается производство письменных принадлежностей, которые оформляются как самые дорогие вещи. Это предмет культовый, требующий особого отношения, как со стороны ее создателя, так и со стороны каллиграфа. Существует целый церемониал, предшествующий непосредственно каллиграфии, который, как раз, и заключается в тушечнице. Множество таких предметов найдено в археологических раскопках, множество находиться в музеях традиционной культуры, но и в современном мире к "бумаге, кисти, туше и тушечнице" китайское искусство неравнодушно.

Общепризнанным шедевром письма дачжуань, которое представляет собой модификацию письма гувэнь, являются надписи на каменных барабанах. Они были обнаружены археологами в провинции Шэньси. Копии - эстампажи с этих надписей хранятся в храме Конфуция в Пекине. Известно, что стиль дачжуань каллиграфа У Чаншо вырабатывался на копиях с этих шедевров (одна из таких копий, выполненная У Чаншо, хранится в шанхайском Музее изобразительных искусств).

Стиль сяочжуань, упростивший громоздкость стиля дачжуань и получивший особое распространение на цинских и ханьских каменных стелах, явился сильнейшим толчком для развития китайской каллиграфии и живописи. Самым известным памятником стиля сяочжуань была каменная стела - эпитафия "Ишаньбэй" ("Эпитафия с горы Ишань") из провинции Шаньдун. Сохранились копии надписей танских знаменитых каллиграфов (Ли Янбина, например). Стиль сяочжуань называют также "проволочное письмо", "металлическая нить". Официальный стиль лишу формируется во второй половине III века до н. э., его возникновение связывается с именем Чэн Мяо, который отработал три тысячи иероглифов и назвал их лишу. Этот стиль письма иногда называют цзошу - деловое письмо. В ханьское время он становится официальным стилем. Практически все выгравированные на камне тексты и государственные документы написаны в этот период стилем лишу. Он представляет собой гораздо более четкие, простые в очертаниях иероглифы, чем изысканные и сложные иероглифы сяочжуань. Его иногда называют бафэнь - восьмичленным, то есть очень четким, тяготеющим к квадратной форме.

В конце периода Хань искусство каллиграфии достигает необычайно высокого уровня, что, несомненно, было связано с усовершенствованием кисти. Мастер стал более свободед, смог использовать новые приемы живописи. Каллиграфия в этот период становится областью изящных искусств. Крупнейшим мастером стиля бафэнь был Цай Юн. Признанным каллиграфом в стиле лишу в XVII веке был Шитао (образец стиля лишу кисти Шитао хранится в шанхайском Музее изобразительных искусств). Регулярный стиль кайшу представляет собой модификацию стиля лишу. О стиле кайшу нельзя сказать, что он появился вслед за лишу, он развивался параллельно. Этот стиль известен как быстрый, сокращенный, но это еще не цаошу (скоропись), который появится позже. Кайшу даже называют чжэншу - регулярный стиль. Он вырос из различных вариаций стиля лишу в период поздней Хань и развивался особенно интенсивно в течение четырех столетий, от постханьского до танского времени. Вэйские надписи на каменных стелах были для художников, особенно цинского времени, высоким образцом для подражания. Мастер Цзинь Дунсинь (как и так называемые "Восемь чудаков из Янчжоу") писал особым стилем, сочетавшим нормы кайшу и лишу. чем достигался эффект необычности, странности, который так ценился этим художником. Для его иероглифов характерны "квадратные" концы линий. Он писал вертикально поставленной кистью, как обычно делают при нанесении глазурной росписи на фарфор, поэтому его стиль письма получил название цзишу - стиль глазурной росписи. (Прекрасный образец письма Цзинь Дунсиня хранится в том же Шанхайском музее.) Общепризнанным патриархом стиля кайшу счи тается Чжун Ю. Особенно ценится его надпись "Го кэ цзюэ бяо", выгравированная на камне.Самый прославленный каллиграф в истории китайской каллиграфии - мастер Ван Сичжи также писал стилем кайшу. Этот стиль получил широкое распространение при танском императоре Тайцзуне. Его плодотворно претворял Оуян Сюнь. В период Сун его особенно широко применяли Су Дунпо, Хуан Тинцзянь и Ми Фу, а в период Юань - Чжао Мэнфу.

xena074

  • Мастер эксперт
  • Пользователь
  • *****
  • : 148
  • : +172/-25
    : 4
  • xena074 не имеет никакого влияния.
Re: Мини-курс ИЗО с xena074
« #2 : 04 2011, 08:41:18 »

Продолжаю...
Синшу - быстрое деловое письмо - было изобретено Лю Дэшэном в конце ханьской династии. Он стал развиваться параллельно кайшу. Знаменитый текст из "Беседки орхидей" ("Ланьтин сюй") написан стилем синшу. В нем есть следы влияния лишу и бафэнь. Именно к этому стилю чаще всего обращаются художники, делая надписи на картинах.

И, наконец, стиль цаошу, который под другим названием - чжанцао - существовал еще раньше кайшу. Возникновение стиля цаошу связывают с именами Чжан Чжи, Цай Юна и Ду Цао. Чжанцао, собственно, означает "травянистое письмо". Развивался этот стиль из лишу в его разновидности бафэнь. Замечательными мастерами стиля цаошу были ханьский каллиграф Чжан Чжи и великий Ван Сичжи. Особенно широкое распространение этот стиль получил в период Тан, в частности в среде чаньских монахов (образцом такой каллиграфии цаошу может служить автобиография монаха Хуайсу, написанная на банановых листьях). В период Сун Хуан Тинцзянь писал в стиле цаошу, словно воссоздавая "движение ветра и облаков, дракона и змеи", - утверждал его современник. Особой оригинальностью отличалась каллиграфия У Чаншо, который умел сочетать принципы цаошу с дачжуань. Многие поэтические названия линий в каллиграфии ведут к их изобразительной основе.

Несколько основных типов штрихов стали определяющими. Их называют "семь тайн" (ци мяо):

1) горизонтальная линия хэн описывается как подобие облаков, распространяющихся

на тысячи ли;

2) точка дянь создает впечатление падающего с высокой скалы камня;

3) линия пе, сильно отклоняющаяся влево, как бы падающая сверху вниз, по форме напоминает

лезвие меча или рог носорога;

4) вертикальная прямая чжи - как старый стебель винограда, прямой и исполненный силы;

5) линия еань - резко изогнутая, подобно сухожилиям и связкам в старом луке;

6) на - откидная, противоположная по направлению линии пе, то есть идущая сверху вниз слева

направо, подобна волне, которая внезапно изгибается, меняя направление, или летящему облаку,

полет которого сопровождается раскатами грома;

7) ши - буквально "скоблить", "отбрасывать негодное"- пишется почти так же. как и на, но более сильно и резко, напоминая свисающие иглы сосны. Вертикальная линия шу уподобляется в учебниках каллиграфии ноге барана. Она пишется сверху вниз с небольшим поворотом кисти на конце.

Много разновидностей линий существует в классической каллиграфии, и соответственно много приемов их воспроизведения. Линия пе левая откидная пишется сначала легким поворотом направо и затем широким движением налево и в конце слабым возвратом направо, К типу пе относятся, например, линия в виде листа орхидеи (лань е), "возвратный кончик" (хой фэн), ровная (пинпе). Откидная линия направо называется на. Существует также несколько разновидностей этого штриха: "золотой нож" (цзинь дао), наклонная (цэ), прямая (пинна). Горизонтальная линия называется хэн. Пишется она сначала движением налево, затем направо и потом опять налево. Очень часто встречающийся иероглиф "жэнь" (человек) пишется двумя линиями - пе и на.

В китайской эстетической теории выделяются четыре свойства каллиграфических линий: кость, мясо, мускулы и кровь. "Иероглиф. в котором выявлены костяк и мускулы, но мало мяса. называется "мускулистый"; иероглиф, в котором много мясистости и слабый костяк, называют "поросенком" - так определяет основные качества каллиграфии один из древних трактатов.

В каллиграфии выявлены так называемые восемь болезней, или пороков (ба бин), которых должен прежде всего избегать художник. Например, линия пе не должна быть похожа на хвост крысы, линия шу - на ногу аиста, линия хэн - на секцию бамбука или сломанную ветку и т. д.

Изобразительный, живописный характер каллиграфического знака сказывается с особой силой в описательной характеристике некоторых иероглифов. Например, характер иероглифа "синь" (сердце), написанного в стиле лишу, напоминает рыбака в лодке; в иероглифе "цзе" (границы), написанном Чжао Чжицянем, угадывается летящая сова; в иероглифе "и" (мысль), написанном в стиле цаошу Су Дунпо, угадывается фигура сидящего ученого. В иероглифе "суй" (следовать), написанном в стиле цаошу Ван Сичжи, видится прообраз танца с развевающимися лентами, а иероглиф "е" (знак печати, знак подтверждения) напоминает стоящего на одной ноге журавля. Красота китайской каллиграфии - в выразительности пластических элементов, в нахождении их равновесия, в динамичности, отсутствии застывшей симметрии. Именно на каллиграфии разработана была в Китае школа оценок произведений живописи. Главное достоинство произведений живописи и каллиграфии заключается в том, что динамика ощущалась и в покое и в движении. Это достигалось, как утверждал Ван Сичжи, "[правильным] положением кисти" - биши.

Каллиграфия теснейшим образом связана с искусством танца. Кстати, можно вспомнить, что танцы на льду оцениваются по оставленным танцорами узорам на льду, по их "каллиграфии". Художник Цзян И отмечает, что в пластике русского балета он увидел каллиграфическую выразительность. Красота движений кистью художника оценивается, как "танец кисти", как "игра кистью". Каллиграфия - это и танец, и музыка, и архитектура - в общем, каллиграфия стремиться воплотить гармонию, идеальную, чистую суть вещей, показать красоту линии, света, формы. Это самое философское из всех видов искусств.

Техника каллиграфии и монохромной живописи практически одна и та же. Кисть держат чаще всего совершенно вертикально. Положение всех пальцев при этом столь же важно, как и аббревиатура для пианиста. Положение руки и роль пальцев в письме было предметом специальных сочинений великих каллиграфов - Вэй Фужэня и Ван Сичжи. Обычно кисть держат строго вертикально и сцепленными вместе пятью пальцами, но при этом особую важность приобретает и положение запястья, В целом в искусстве каллиграфии выделяются четыре важнейших положения запястья. Нормальное положение называется пинвань. оно связано с особым положением руки - чжэньвэнь, когда под правую руку подкладывают левую. Эта позиция руки наиболее эффективна при письме маленьких иероглифов и при письме деталей. Положение руки тивань (поднятое запястье) дает большую свободу и широту движения руке. Так пишут большие иероглифы на свитках в стиле сей. И, наконец, положение руки сюаньвань (висящее запястье) представляет собой самое сложное положение руки, но и дающее наибольшие возможности для движения кистью при письме скорописью.

В каллиграфии выделяются три важнейших движения кистью: дунь (поворот), ти (подъем) и на (нажим). В иероглифах ценится квадратность. которая достигается техникой письма дунь, и округлость, которую выражают приемом ти. В каллиграфической технике дунь пишут квадратные иероглифы в стиле кайшу, а округлые - синшу и цаошу - в технике ти.

Стилистические изменения в каллиграфии от эпохи к эпохе были связаны главным образом с изменениями в композиции иероглифа. И каллиграфы эпохи Хань, и танский каллиграф Оуян Сюнь, и сунский мастер Ми Фу, и юаньский Чжао Мэнфу - все они, стремясь к усовершенствованию классических стилей, прежде всего вносили новое в композицию.

Начинается иероглиф с остова композиции (фэнцзянь, бубай), образуется путем разделения квадрата на две или четыре части и соблюдения равновесия между пустыми и заполненными линиями местами в квадрате. Иногда делят квадрат, в который вписывается иероглиф, и на девять "полей". Этот метод представляет собой аранжировку линий (подобную аранжировке цветов в искусстве букета). Наставления Ван Сичжи "О восьми составных линиях иероглифа юн", характеризуют основные приемы композиции. Танский теоретик каллиграфии Оуян Сюнь выявил тридцать шесть правил написания иероглифа. Приводим некоторые из них.

• Первый принцип, который необходимо соблюдать, называется байшэ (разъединение и соединение); он необычайно важен именно в живописи, лучшие мастера которой предпочитают нагромождению мелких деталей несколько выразительных крупных штрихов.

• Второй принцип называется бицзю (уходить и приближаться), когда выделяются определяющие элементы и убираются, отходят на задний план второстепенные.

• Третий называется цюань ча (пронзать и прошиать). Вертикальные линии иероглифа должны "пронзать", а горизонтальные "прошивать" (например, в иероглифе "чжун" - середина).

• Одним из важнейших принципов построения иероглифа является сян бэй (лицевая и оборотная сторона). Этот принцип дает впечатление волнового движения текста.

• Не менее часто встречается в литературе термин пяньцэ (наклон). Цзян И уподобляет его эстетическому эффекту от наклона Пизанской башни Этот принцип утверждает выразительность откидных линий пе и на.

• Принцип сянъян (взаимная уступка) выражается в изменениях размеров составных частей иероглифа, когда выделяется правая или левая, верхняя или нижняя его части.

• На основе принципа фугаи (покрывать сверху) строятся иероглифы типа "юнь" - облака, "цзинь" - золото, "сюэ" - снег, в которых верхний элемент не подавляет нижний, а находится с ним в строгой пропорции.

• Идиоматическое выражение "мань бу яо сюй" (при заполнении не надо оставлять пустот), означает, что при вписывании в квадрат все его поле должно быть заполнено иероглифом (как, например, в иероглифе "го" - государство).

• А принцип илянь (связь с основной мыслью) чаще всего выдвигается при написании иероглифов короткими, разрозненными точками и штрихами (например, "чуань" - река), между которыми при всей их раздельности должна существовать внутренняя ритмическая связь.

• Принцип цзехуа (обмен) постулирует правило для каллиграфа и художника, дающее возможность обмена местами элементов иероглифа (например, иероглиф "е" - гусь - имеет три варианта написания).

• Принцип цзянцзянь (увеличение и уменьшение) выражает возможность увеличения одной части иероглифа за счет другой и добавления линий для более полного написания иероглифа или, напротив, сокращения их.

• Принцип чэнчжу (нижняя подпорка) характеризует архитектонику знака с особой весомостью нижней части при вертикальной структуре иероглифа.

• Принцип чжаои (приветствие) выражает тесную взаимосвязанность сложных элементов иероглифа, а принцип йухбао (схватывание) - включенность элементов иероглифа в определяющий элемент.

Оуян Сюнь характеризует подлинно совершенную (цюэ хао) каллиграфию прежде всего формулой, которая является определяющей и для китайской живописи, - "идея пребывает раньше кисти". В обучении стилю каишу основным источником является руководство Оуян Сюня и другого знаменитого танского каллиграфа - Сунь Гоцзина. Наставления их во многом сходны с наставлениями в искусстве танца. Оба они считали, что для выработки совершенного стиля большую роль должно сыграть копирование эпитафий например, известна такая копия Хэ Шаоци).

Тесную связь каллиграфии с живописью можно легко проследить на лучших образцах китайской живописи. Например, свиток Шитао "Хижина в горах" написан каллиграфическим стилем синшу. У Чаншо написал каллиграфией дачжуань свиток "Цветы мэйхуа", а Ци Байши стилем лишу писал креветок. Наибольший эстетический эффект, по мнению китайских исследователей, в этой работе имеют заключительные линии хэн для изображения глаз. С каллиграфией связана и аксиология в китайской искусствоведческой литературе.

Гравировка традиционных печатей, художественная значимость печати в живописном свитке практически не изучались в отечественной синологической литературе, и на Западе только в последние годы появились работы, в которых искусствоведы обратили внимание на этот феномен, но пока рассматривали печати лишь на уровне описания и фактической документации.

Термин "цзиньшисюэ" - изучение металла и камня - означает искусство резьбы печатей.

В VII-XVIII веках было много образцов великолепного единства трех начал, трех совершенств - поэзии, каллиграфии, живописи, однако не уделялось еще достаточно внимания печатям. Они были лишь охранительным клеймом, знаком принадлежности государству или частному владельцу.

История китайских печатей насчитывает более двух тысячелетий. В качестве охранительной отметки на древних свитках художники стали пользоваться ими приблизительно с VIII века, а примерно с Х века - ставить на собственных произведениях. Однако долго еще, вплоть до XV века, художник лишь рисовал иероглифы для печатки, а резал их ремесленник. Такие положение сохранялось отчасти и потому, что для печатей с то время использовали довольно твердые материалы - золото, серебро, медь, рог, слоновую кость - и работа ножом требовала специальной подготовки и значительной сноровки. В середине XV века для изготовления печатей стали пользоваться каменными породами, добываемыми в местечках Цинтянь и Чанхуа в провинции Чжэцзян. Гравировка мягкого камня не представляла уже такой трудности, и многие художники и каллиграфы начали теперь сами и рисовать и резать печати.

В XVII веке это искусство вступает в фазу необычайного подъема. Уже подавляющее большинство художников и каллиграфов отличается и в резьбе печатей. Гравировка в стиле чжуань получила признание как особый вид искусства, и постепенно печать превратилась в важную и неотъемлемую часть любого произведения живописи. Великие мастера прошлого - Чжу Да, Шитао, Цзинь Дунсинь и художники XX в. - Ци Байши, Чжао Чжицянь и У Чаншо были и прославленными мастерами гравировки печатей в стиле чжуань.

xena074

  • Мастер эксперт
  • Пользователь
  • *****
  • : 148
  • : +172/-25
    : 4
  • xena074 не имеет никакого влияния.
Re: Мини-курс ИЗО с xena074
« #3 : 04 2011, 08:45:00 »
Продолжаю...
Каллиграфия Японии

В Японии, как и в других странах китайского культурного ареала, каллиграфия (сёдо) считается одним из видов изящных искусств. В Китае, родине восточно —азиатской традиции каллиграфии, эта последняя рассматривалась вместе с поэзией и живописью непременным атрибутом каждого культурного человека, и по качеству почерка определяли характер пишущего. Благоговейное отношение к каллиграфии в Японии, по сути, является отражением ее статуса в Китае.
    История японской каллиграфии начинается с внедрения в страну китайской системы письма примерно в V в. н.э. Сначала японцы писали по-китайски, но вскоре они применять китайские иероглифы, или кандзи, по — новому, с тем чтобы адаптироваться к требованиям их родного языка. Поэтическая антология «Манъёсю» (середина VIII в.), например, была написана китайскими иероглифами, которые передавали либо значения японских слов, либо японские слоги. Последний, фонетический метод письма известен теперь как манъёгана. Эта практика в конце концов привела к созданию в начале IX в. японской слоговой азбуки (кана), которая применялась либо в «чистом» виде, либо в комбинации с китайскими иероглифами. В X в. письмо с использованием слоговой азбуки приобрело широкое распространение и после XI в. стало основной формой каллиграфии. Тем не менее китайский язык в течение долгого времени сохранял статус литературного языка средневековой элиты, да и гораздо позднее не утрачивал своей популярности, пусть и не в прежних масштабах.
    Практикуются несколько стилей написания китайских иероглифов (сётай), отражающих исторический процесс развития письма в Китае. Тэнсё, или архаический стиль, традиционно применялся для изготовления официальных печатей. Рэйсё, или канцелярский стиль, предназначался для официальных документов. Это очень древние китайские стили, и они не были в широком ходу вплоть до эпохи Эдо (1600 — 1868), когда изучению истории Китая стали придавать особо большое значение. Более употребительным является кайсё, или прописной стиль. Популярность его объясняется тем, что иероглифы при этом легко узнаваемы. Гёсё, или «бегущий стиль», основывается на убыстренном движении кисти и оборачивается, следовательно, некоторыми сокращениями черт иероглифа. Этот стиль часто используется для неформальной переписки. Сосё, или «травяное писание», — настоящий «курсивный» стиль, когда сокращаются или соединяются части отдельных иероглифов, что превращает написанное в плавно изгибающиеся линии. При Сосё могут возникать различия в размерах отдельных иероглифов, а кое — какие из них могут как бы сливаться друг с другом, образуя ритмические и даже художественные формы.
    В отличие от стилей написания орудия каллиграфии очень мало изменились с тех дней, когда это искусство появилось на свет. Существуют два основных вида кистей : футофудэ (толстая кисть) и хософудэ (тонкая кисть). Первая обычно используется для написания самого текста, вторая — для надписей и подписей в конце текста, а также для изображения иероглифов малого размера или для изящного «курсивного» стиля. Суми, или китайская тушь, как правило, изготовляется из древесной сажи или масла, смешанного с рыбными костями или клеем из шкур животных, и высушивается, превращаясь в палочку. Для «разжижения» палочки ее трут о чернильный камень (судзури), на одном конце которого имеется углубление для воды, постепенно чернеющей по мере натирания. Суйтэки — небольшая капельница из керамики или металла — завершает набор орудий. Хранятся они в лакированной и нередко изысканно украшенной коробочке (судзурибако).
    Значительный вклад в эволюцию каллиграфии эпохи Хэйан, в осознание ее как эстетической категории внес монах Кукай (774 — 835). Он и его современники — император Сага (786 — 842) и придворный Татибана — но Хаямари (ум. 842) — запомнились следующим поколениям как Сампицу («Три кисти»). В эту же эпоху произошел переход каллиграфии от жесткого копирования китайских стилей к ее творческой ассимиляции в ткань японской культуры, чему немало способствовала еще одно «трио» — Оно — но Тофу (894 — 966), Фудзивара — но Сукэмаса (944 — 998) и Фудзивара — но Юкинари (972 — 1028). Эпохи Камакура и Муромати были отмечены появлением школ Сэсондзи с ее преувеличенной манерностью и Сорэнъин, проповедовавшей возвращение к традиционному стилю. В эпохи Адзути — Момояма и Эдо прогрессу японского стиля каллиграфии (ваё) в немалой степени способствовали Хонами Коэцу (1558 — 1637), Коноэ Нобутада (1565 — 1614) и Сёкадо Сёдзё (1584 — 1659). Китайский стиль (караё) «продвигали» Хосои Котаку (1658 — 1735), Рай Санъё и Сакума Сёдзан (1811 — 1864). В настоящее время искусство каллиграфии продолжает процветать, и ее образцы наряду с образцами живописи и скульптуры присутствуют на выставках Ниттэн, спонсируемых государством.






Каллиграфия (shodo: "путь письма") - искусство письма красиво (чистописание). Большинство японских детей изучает чистописание в начальной школе. Это также является популярным хобби для взрослых. Набор для каллиграфии состоит из:
•  Shitajiki: чёрная, мягкая циновка.

•  Bunchin: металл для прижатия бумаги во время письма.

•  Hanshi: специальная, тонкая бумага для письма.

•  Fude: кисть. Имеется большая кисть для письма больших символов и маленькая для написания имени художника.

•  Suzuri: тяжелый, черный контейнер для чернил.

•  Sumi: твёрдый черный материал, в который втирается вода для производства чернил.

Существует три типа написания иероглифов:

•  Kaisho - квадратом - когда дна линия пишется за другой. Этот стиль используется редко.



•  Gyosho - полукурсивом - более быстрое написание.



•  Sosho - курсивом - быстрое написание (в несколько движений), при котором линии письма менее чёткие.



Концепции всех каллиграфических стилей Японии строились на представлении о том, что написанный текст должен доставлять эстетическое наслаждение. Зрительное восприятие текста по значению не уступало зрительному восприятию картины и играло важную роль в смысловом восприятии того же текста. Отсюда и получил громадное распространение культ каллиграфии.

Из стремления соединить стиль начертания слов с их смыслом возникли и существовали на протяжении многих столетий четко отработанные и освященные традицией приемы графической стилистики. Их предназначение - усиливать эмоциональное воздействие на читателя продуманным соответствием каллиграфического почерка смысловому и литературно-стилевому содержанию написанного текста. Существо же заключалось в том, что произведения определённого литературного стиля или научного содержания записывались определённым каллиграфическим почерком:

•  исторические трактаты - уставом,

•  стихотворные сборники - тонкой, вытянутой в длину строкой скорописи,

•  пьесы дзёрури - причудливо закрученной, плотной скорописью, растянутой в ширину и "приплюснутой" по вертикали.



Главное, что надо усвоить, - это то, что все иероглифы, в том числе и самые сложные из них, состоят из набора совершенно определенных элементов. Число этих элементов не так уж и велико. При этом каждый из них, в свою очередь, состоит из первичных составляющих - черт. Далее, существует строгая последовательность написания элементов из черт и иероглифов из элементов.
В результате усвоения предлагаемого материала любой незнакомый иероглиф уже не покажется хаотическим построением. Его структура сразу станет понятной, а последовательность написания вполне очевидной.
Каллиграфия - наука, основанная на традициях, в ней не происходит изменений (уж во всяком случае - правил написания иероглифов). Японская письменность, поскольку она оперирует при помощи китайских иероглифов и японских силлабических азбук катакана и хирагана, всецело основывается на правилах, принятых китайскими каллиграфами, хотя и не лишённых чисто японской обработки и дальнейшего развития. Имеется известное число основных черт, знание которых необходимо для писания иероглифов и знаков азбуки.




Катакана имеет 48 основных букв, что вместе с производными и дублетными даёт не меньше 75 букв, вместе же с вспомогательными начертаниями до 90 букв. Само собою понятно, что научиться правильно и осмысленно писать такое количество знаков представляется возможным только при наличии известных правил и определённых приёмов, дающих занимающемуся возможность самостоятельного подхода к новым знакам кроме непосредственно изученных. Для того, чтобы правильно писать иероглифы или знаки азбуки необходимо держаться следующих правил:

•  каждая черта обладает свойственным ей направлением и может и должна писаться только в этом направлении;

•  за писанием каждой черты соблюдаются по крайней мере три момента:

•   приступ или установка пера;

•   протягивание пера в известном направлении;

•   завершение черты или отрыв пера от бумаги.

Основным инструментом для писания служит так называемая писчая кисть. но в деловой жизни все большую победу одерживает европейское стальное перо, а также обыкновенный карандаш и мел в школах. Писчая кисть, благодаря присущей ей поразительной гибкости и как бы живому участию в писании, заслуживает, хотя бы в теоретических целях распознавания секретов японского каллиграфического искусства, не напрасно занимающего место рядом или даже выше живописи, полного внимания изучающего японскую письменность. Карандаш, стальное перо и мел, при всей их пригодности, никогда не дадут истинного представления о внутренних и художественных качествах иероглифов и знаков японской азбуки.
Так как каждый иероглиф представляет собою одно слово, то графические правила для написания его до некоторой степени напоминают орфографические правила для написания слов в языках, пользующихся фонетическими символами. Существует ряд правил, диктующих последовательность написания иероглифов и знаков азбуки. Эти правила сводятся к следующему:




1. Иероглифы рисуют сверху вниз



2. Слева направо



3. При пересечении двух или более черт,
горизонтальная линия обычно предшествует
вертикальной

4. Иногда вертикальные линии
предшествуют горизонтальным



5. Сначала проводится центральная линия,
затем - левая и правая



6. Вертикальная линия проходящая через центр,
проводится последней


Иероглифы счастья
Японская каллиграфия – это не только красота, но и смысл, зачастую более сложный, чем значение написанного кистью иероглифа. Гармония и изящность линий не только создают эстетическое наслаждение, но и передают тысячелетнюю мудрость. Каждая линия имеет смысл, каждое движение кисти каллиграфа создает нечто прекрасное. Жители Востока верят, что иероглиф имеет также сакральное значение, ведь письмо на Востоке считается посланием Неба, а потому каллиграфический знак несет в себе энергетический заряд. Рассматривая каллиграфическую работу, думайте об успехе, свете, любимых, радости, творчестве – обо всем, что делает вас счастливым, и счастье обязательно войдет в вашу жизнь.
Японская каллиграфия - это одна из практик дзен, такая же как искусство чайной церемонии (чадо), икебана, японское фехтование на мечах (кендо) и другие боевые искусства (будо). Традиционные способы передачи каллиграфических символов лаконичны: иероглифы пишут на белой бумаге, которая в философии дзен олицетворяет пустоту, а черные знаки на белом фоне несут в себе понятия инь и янь - женское и мужское начала. И в практиках дзен существует путь каллиграфии, путь письма шодо (Shodo), где Sho значит каллиграфия, do - путь. И это один из путей, ведущий к осознанию смысла жизни и вечных истин, также как и некогда путь воина – бусидо, путь боевых искусств – будо (карате-до, дзюдо, кендо), путь чая – чадо и другие пути. Каллиграфия является неотъемлемым атрибутом чайной церемонии. Мастера чайной церемонии изучают каллиграфию не менее долго и тщательно, чем чайное действо. Выдающиеся мастера боевых искусств писали кисточкой иероглифы, в которых чувствуется сила мастера. Каллиграфию изучали японские аристократы и самураи.
Понятно, что если вы очень плотно заинтересовались каллиграфией, вам лучше найти соответствующую литературу по теме. В мою задачу входило только показать взаимосвязь каллиграфии с эстетикой художественного творчества.  Мы оставим каллиграфию и двинемся дальше.
Продолжение следует.

И скажу еще. Настолько много описательной информации больше не будет. Дальше будет больше изображений (картинок) и минимум текста. Это я во введении разошлась :).
« : 04 2011, 08:52:54 xena074 »

xena074

  • Мастер эксперт
  • Пользователь
  • *****
  • : 148
  • : +172/-25
    : 4
  • xena074 не имеет никакого влияния.
Re: Мини-курс ИЗО с xena074
« #4 : 04 2011, 10:22:44 »
Продолжаю...

Голова Апполона. Статуя.

Зачем нам эта голова ?



1. Составить общее понятие как штриховка влияет на восприятие нами данной конкретной модели
2. Сопоставить пропорции обоих рисунков. У того, который без штриховки ухо не там, где надо (а это - страницы из учебника между прочим)
3. Опытным путем поймем что такое ракурс.
Ракурс это тот вид предмета или объекта, который видит рисующий с определенной точки зрения. Что такое точка зрения мы поговорим позже. Ракурс зависит от положения рисующего в процессе рисования (где и как он сидит или стоит, наклонена или нет его голова и проч. интересные вещи).
4. Запоминаем. Для удобства ПРАВАЯ СТОРОНА РИСУНКА ИЛИ КАРТИНЫ=ВАШЕЙ ПРАВОЙ СТОРОНЕ(РУКЕ), ЛЕВАЯ СТОРОНА РИСУНКА ИЛИ КАРТИНЫ=ВАШЕЙ ЛЕВОЙ СТОРОНЕ(РУКЕ). Как в зеркале- вы поднимаете правую руку и ваше отражение напротив. Т.е. ваши руки параллельны к изображаемой плоскости.
5. Для удобства большинство картинок будет подписано небольшим текстом.
А теперь посмотрим на другие изображения того же Апполона. Это я уже для вас старалась. Понятно, что скульптуру не лепила из гипса, только рисовала.
 Здесь мы видим разное восприятие одной скульптуры в зависимости от изобразительных средств.



И еще. Хотите потренироваться в изображении моделей и их негде взять ? Смело берите фото из интернета или просто фото. Вы получите один ракурс, но будете учиться изображать. Будьте проще, тренироваться можно на чем угодно. А будет у вас возможность - порисуете и с натуры.

Продолжение следует...

dmitry2210

  • Начинающий резчик
  • Пользователь
  • ***
  • : 87
  • : +267/-0
    : 8
  • dmitry2210 только вопросы.dmitry2210 только вопросы.
Re: Мини-курс ИЗО с xena074
« #5 : 04 2011, 15:22:26 »
xena074, здравствуйте. Жаль я с Вами еще не познакомился. Меня Дима зовут :)
Вы взялись за титанический труд. Спасибо огромное Вам. Надеюсь ваша тема не утухнет как тема Андрея.
Вы главное не отчаивайтесь и пишите, пишете, многие не могут выложить на форум свои старания или просто стесняются, но получить хорошие теоретические знания — это очень ценно. Даже если ваши сообщения будут единственными, ничего страшного, они создадут отличный (я в этом уверен) методический материал.
Мне интересна эта тема, но нет времени уделять массу времени на эксперименты или посещать школы, курсы. В интернете очень много информации по этому вопросу, но все схоже и мало полезно, как списывают друг у друга. Я всегда ставил перед собой вопрос КАК строить перспективу. Частичный ответ получил поговорив с преподом по изо в универе, но к сожалению больше такой возможности у меня не будет (он умер, инфаркт, хороший мужик и преподаватель был, увлеченный своим делом, не как многие..., земля ему пухом).
Надеюсь Ваш мини-курс ответит на многие мои вопросы.
Спасибо большое. Желаю терпения довести все до конца. Очень интересно.

xena074

  • Мастер эксперт
  • Пользователь
  • *****
  • : 148
  • : +172/-25
    : 4
  • xena074 не имеет никакого влияния.
Re: Мини-курс ИЗО с xena074
« #6 : 05 2011, 10:23:49 »
dmitry2210, Дима, огромное Вам спасибо за комментарий. Я взялась за этот курс как раз по той причине, что читать книги - это одно. А получить советы из рук в руки - это другое.

Итак, продолжение …
Ракурс
Я немного говорила раньше про ракурс. Продолжу свои мысли. На самом деле, выбор ракурса в вашей работе (в рисунке, живописи, скульптуре, в декоративных работах) очень важен. Как раз выбор ракурса влияет на общее впечатление о работе. Неправильный выбор ракурса изначально «разваливает» всю работу и даже может привести к неправильному изображению пропорций и неправильному построению перспективы. Принято считать, что нахождение правильного ракурса надо только для художественных работ на плоскости – т.е. – для рисунков и картин. В принципе это правильно. И это происходит потому, что для рисунков и картин можно выбрать несколько ракурсов модели. А для декоративных работ ракурс всегда один и тот же – Ф ОНТАЛЬНЫЙ или П ЯМОЙ. Как раз это связано с практически полным отсутствием законов перспективных сокращений в большинстве декоративных работ. Другие ракурсы не нужны для декоративных шкатулок с геометрической резьбой или для резного иконостаса или во многих других случаях. Практически не все законы для картин подходят для скульптур. Это связано в первую очередь с тем, что рисунки (картины) ориентированы в пространстве как ДВУХМЕ НЫЕ ПЛОСКОСТНЫЕ ОБЪЕКТЫ
А скульптура - Т ЕХМЕ НЫЙ ОБЪЕМНЫЙ ОБЪЕКТ. И только так. Из-за этой глобальной разницы у скульптур и скульптурных объектов (такими объектами являются ЭЛЕМЕНТЫ  ЕЗЬБЫ) немного разные принципы построения в пространстве. Мы еще поговорим о скульптуре отдельно. И о декоративном творчестве тоже. Это будет немного позже.
В то же время, к рисунку, различным графическим техникам, к живописи применяются все выработанные людьми изобразительные законы. Поэтому рисующий выбирает для  изображения объектов на своей картине тот ракурс, который считает нужным.
Для картин и рисунков ракурс может быть
1.   Ф ОНТАЛЬНЫЙ или П ЯМОЙ – когда художник находится П ЯМО НАП ОТИВ модели, постановки, пейзажа и т.п. изображаемого объекта. Показан на 3 рисунках голов Апполонов.
2.   П ОФИЛЬНЫЙ (БОКОВОЙ) и еще  АЗВО ОТ в ¾ (ДИАГОНАЛЬНЫЙ) - когда художник находится СБОКУ ОТ модели (СЛЕВА или СП АВА). Показан на рисунках 2 голов Апполонов.
3.   ВЕ ХНИЙ – когда художник смотрит на модель СВЕ ХУ. У нашего Апполона это было бы если бы вы смотрели ему на макушку.
4.   НИЖНИЙ – когда художник смотрит на модель СНИЗУ. У нашего Апполона это было бы если бы вы присели и заглядывали бы под поставку с нижней точки. У нас же Апполон –  голова на подставке.
Другие выбранные вами ракурсы будут только производными от уже описанных. Запоминаем  КАЖДОМУ ТИПУ  АКУ СА соответствует ЕГО ТИП ПЕ СПЕКТИВЫ. На самом деле типов перспективы существует очень много. Для примера верхнему или нижнему ракурсу будет соответствовать НАКЛОННАЯ ПЕ СПЕКТИВА.
А вот П ЯМОМУ  АКУ СУ соответствует П ЯМАЯ ПЕ СПЕКТИВА. Запоминаем дальше. Подавляющее большинство картин и рисунков и т.п. сделано во Ф ОНТАЛЬНОМ (П ЯМОМ)  АКУ СЕ и соответственно в П ЯМОЙ ПЕ СПЕКТИВЕ. Это связано с тем, что именно прямая перспектива является самой легкой в построении и классической с точки зрения художественного творчества.
Еще запоминаем, лучше избегать сложных построений и пользоваться всегда П ЯМОЙ ПЕ СПЕКТИВОЙ. Нам же с вами сложности не нужны ? Мы же не самолеты проектируем ?
Из всего сказанного следует простой вывод : когда вы рисуете стойте или сядьте на стул  СТ ОГО НАП ОТИВ вашей модели , на некотором расстоянии от нее. Плоскость для рисования держите на коленях (если сидите) или устанавливаете на мольберт (если стоите или сидите и у вас он вообще есть).  асстояние от модели очень важно ! Мы НИКОГДА НЕ рисуем все в НАТУ АЛЬНУЮ ВЕЛИЧИНУ, ВСЕГДА ТОЛЬКО В ПЕ СПЕКТИВЕ. А  АССТОЯНИЕ является  ВИДОМ ВОЗДУШНОЙ ПЕ СПЕКТИВЫ.
Конкретно о видах перспективы я еще буду рассказывать дальше. Пока даю общую информацию. Просто в художественном творчестве все очень взаимосвязано, нельзя рассказывать об одном не затрагивая другое.

И еще. Лист для рисунка, лежащий на ровном столе, ведет к искажению перспективы на 100 процентов и к неправильному (не П ЯМОМУ) ракурсу. Как же быть ? Мольберта нет, планшет покупать дорого…
Просто подложите под лист тетрадь или альбом для рисования или еще что-то более плотное и ровное., на колени (постановка ваша на расстоянии до метра или там, откуда вы ее хорошо видите) – и рисуйте.
Другой вариант – стол имеет уклон приблизительно в 30 градусов к вам. С градусами я могу ошибиться, поскольку стол может быть на шарнирах и градус наклона столешницы варьируется так как надо вам.
 Такой стол может использоваться и он полностью заменяет мольберт или планшет. В природе такие столы существуют.
И только когда вы привыкнете рисовать на правильной поверхности, вам будет все равно на чем рисовать. Тогда уже можете и на неправильной ровной поверхности. Ваш мозг сам будет генерировать правильную перспективу. Начинайте как надо делать, как не надо – оно проще, но всегда будет приводить к ошибкам.


ДОПИСЫВАЮ...ЧИТАТЬ ВСЕМ ДЛЯ ОБЩЕГО  АЗВИТИЯ :)

http://www.cartoonblues.com/forum/viewtopic.php?f=47&t=2036- С ОЧНО ПЕ ЕБЕГИТЕ И П ОЧИТАЙТЕ П О П ИСПОСОБЛЕНИЯ ДЛЯ КОПИ ОВАНИЯ.

Я  АНЬШЕ В ЭТОЙ НАШЕЙ ТЕМЕ ГОВО ИЛА П О КАКОЙ-ТО ТАМ СТОЛ-НЕ СТОЛ С НАКЛОНОМ. И СТОЛЫ ЕСТЬ. НО ЕСТЬ И Д УГИЕ ВЕЩИ. ЕВГЕНИЙ ОСИПОВ, КОТО ЫЙ ВЫЛОЖИЛ НАСТЕННЫЙ СВЕТИЛЬНИК ВО ВСЕЙ К АСЕ – ГЕНИЙ.
Я я на пальцах вам пыталась объяснить. «Д АЛОСКОП» самодельный и  ЕЗЧИКУ сгодится… У меня ТАКОГО ЧУДА нет. Я пользуюсь другими методами. А вам все МОЖЕТ пригодится в  настоящем или в будущем.




Что такое мольберт

Мольберт (от нем. Malbrett: доска для рисования) — подставка, обычно деревянная, на которой художник помещает во время работы картину, рисунок и т. д. К вариантам мольберта относятся треножные мольберты, известные уже в античную эпоху, и мольберты, состоящие из вертикальных стоек, укрепленных на горизонтальном основании.

 Слово "мольберт” в современном толковом словаре изд. «Большая Советская Энциклопедия» -

МОЛЬБЕРТ

(от нем. Malbrett), станок (деревянный, металлический) для укрепления холста, картона, доски на нужной для работы художника высоте. Существуют стационарные и переносные (для этюдов) мольберты.


История мольберта (взято из Интернета)

Изначально мольбертом называлась основа картин, выполненных маслом на дощатых или медных щитах. Кроме византийских икон и изображений египетских мумий времён позднего периода античности мольберты были впервые использованы в 11-м и 12-м веках в изготовлении алтарных подставок (лат. Retabulus) или занавесей (лат. Antependium) и в 16-м веке вытеснены натянутым на деревянную раму холстом. Голландские художники, а также их подражатели продолжали однако рисовать на мольбертах и в более поздние периоды. В 19-м веке в качестве мольбертов нашли своё применение и более устойчивые к деформации древесно-стружечные плиты.

Некоторые источники ошибочно утверждают, что слово Malbrett (мальбрет в правильной транскрипции) больше не используется в немецком языке. Более верным можно считать высказывание, что мольберт не используется в его первичном смысле. Однако в качестве подставки для рисования, например, надевающейся на шею, мольберты можно встретить в магазинах художественных принадлежностей.

Продолжение следует...
« : 16 2011, 08:46:18 xena074 »

xena074

  • Мастер эксперт
  • Пользователь
  • *****
  • : 148
  • : +172/-25
    : 4
  • xena074 не имеет никакого влияния.
Re: Мини-курс ИЗО с xena074
« #7 : 06 2011, 09:21:15 »
Продолжение…
Я получила сообщения, основной смысл которых сводится к мысли «показывайте больше пояснений в картинках, эскизов» и т.п. На что я совершенно серьезно ответила, что прежде чем вообще что-то рисовать (или делать) надо хорошо понимать форму, содержание, пространство и еще очень многие вещи. Нельзя браться за дело, не представляя элементарных вещей. Я же не буду фотографировать для вас пространство, правда ? Для этого я все и рассказываю : для того, чтобы вы продолжали думать. А не копировать построение формы в эскизах.
Кое-что мы с вами обязательно порисуем. Немного позже. Я буду рассказывать то, что считаю нужным и полезным. С темы я не съеду кто бы что не говорил.

Идем дальше.
Натурщик.
Я очень долго думала, прежде чем давать вам именно этот рисунок. Что думаете – будем копировать шедевры ? Нет и еще раз нет.



На примере этого рисунка мы можем рассмотреть многие вещи. Рассматриваем
1. Ракурс
2. Пропорции фигуры натурщика
3. Свето-тень
4. Тип штриховки
5. Цвет (сепия)
6. Построение рисунка относительно плоскости
7. Опорные точки
8. Композицию рисунка
9. Позу натурщика
Я могла что-то упустить.Список дан не по порядку важности, а вообще. – список. Смотрите внимательно. Старым методом, помогающим художнику рисовать, является метод  полевых заметок – заметок на полях. Перед тем как что-то хотите нарисовать возьмите листок бумажки и подробно опишите основные характеристики вашей модели (цвет, форма, материал и т.п.). Очень поможет в понимании как рисовать.
Рассматриваем рисуночек, начинаем писать полевые заметки (свои заметки можете называть как хотите), продолжаем писать фразы от руки.
Да. Напишите для себя подробное изложение про этого красавчика-натурщика. Наводящие мысли : одет-раздет, стоит-сидит, руки где-ноги где, где свет-где тень и т.д. Пишете вы для своей пользы, не для меня. Школы здесь не будет.

Постепенно я буду расширять наши с вами горизонты творчества. Всему свое время.
Продолжение следует….


ЖурЛекс

  • Алексей
  • Супер мастер
  • Интересующийся
  • ****
  • : 21
  • : +36/-0
    : 1
  • ЖурЛекс не имеет никакого влияния.
    • всё из дерева
Re: Мини-курс ИЗО с xena074
« #8 : 07 2011, 08:14:37 »
Натурщика проанализировал, написал целую страницу (полей не хватило))) Что делать дальше?

P.S. Чем итальянский карандаш отличается от обычного карандаша?
« : 07 2011, 08:16:53 ЖурЛекс »

xena074

  • Мастер эксперт
  • Пользователь
  • *****
  • : 148
  • : +172/-25
    : 4
  • xena074 не имеет никакого влияния.
Re: Мини-курс ИЗО с xena074
« #9 : 07 2011, 09:42:38 »
ЖурЛекс, спасибо за участие в теме. Что делать дальше я как раз сейчас и напишу. К вопросу об итальянском карандаше мы еще вернемся, чуть позже. Я ничего не забываю, могу просто упустить часть информации по рассеянности. Так для того вы - живые люди и есть на форуме, поставите меня обратно и скажете, что я забыла рассказать и объяснить что-то важное. Изложение про натурщика - первое наше изложение аккуратненько кладем в папочку, не выбрасываем. Я об этом напишу ниже в дополнительном тексте.
Раньше я говорила о том, что могу добавлять еще текст и проч. К ранее написанному. Так что читайте и перечитывайте материалы. :)
Дописываю.
Друзья, кто из вас начал писать изложение про юношу ? Многие, как уже признался нам ЖурЛекс. И это правильно, молодцы и умницы. Это было только первое задание.
1.   Я вам подсунула тот объект, который выбрала. С теми характеристиками, которые заданы изначально кем-то (художником). Т.е  вам надо было описать то, что увидели вы в том, что изобразил художник. Это интересно и сложно одновременно. Другое дело, если бы вы сами что-то нарисовали и описывали ваш рисунок или картину. Вам было бы точно проще. Почувствуйте разницу как говорят в Одессе. Такие простейшие вещи развивают гибкость мышления и способность видеть, наблюдать. Помните : «нюх как у собаки, глаз как у орла» ? Кто не знает, это - фраза из мультика.
Усложняем вашу задачу.

2.   Берете еще один листок бумаги, берете любой (!) предмет (любой формы, цвета и т.п) кладете или ставите его перед собой и пишете изложение №2. Яблоки и апельсины лучше не брать – форма и содержание уж очень простые. Проявите фантазию и смекалку. Сразу скажу, что нас окружает цветной мир и ваш предмет (я уверена в этом) будет окрашен к какой-то цвет. И цвет описывайте. Пишите все-все, что на ум придет, будет только лучше. Это задание - для помещения, в котором вы находитесь.
Еще усложняем вашу задачу.

3.   Иногда бываете на улице ? Всегда бываете ? Конечно, никто и не сомневался. Прогуливаясь, к примеру, в парке или просто прогуливаясь вытащите из кармана или из сумочки листик бумаги или блокнотик (или  где вы обычно носите блокнотик, чтобы записать что-то), возьмите ручку или карандаш (чем обычно записываете) и напишите кратенькую записочку о любом объекте, который вы увидели на улице. Если ваше время позволяет, пишите не кратко, а расширено. Вполне возможно, что для своей заметочки вы выберете стоящую машину, или дом или идущих людей. В процессе записи, старайтесь уловить первое впечатление. Попытайтесь зафиксировать максимально больше информации. У вас должно получиться изложение №3
Я уже говорила, что никакие материалы по курсу не выбрасываем до окончания курса.. Наша с вами система получения знаний – опытно-накопительная. Вы постепенно будете накапливать опыт и материалы – иллюстрации этого самого опыта. От руки же пишете фразы ? Стараетесь, выводите каждую буковку ? Надо стараться писать. И эту писанину – туда же, к себе в копилку к 3-м изложениям. Когда вы привыкните, к этим простеньким упражнениям, вы будете тянуться за ручкой или карандашом вообще бессознательно, на  автомате. Это войдет в привычку. Это нам и надо.
Должна сказать, что все наши манипуляции с изложениями на самом деле имеют отношение и к НАБЛЮДАТЕЛЬНОЙ  ПЕРСПЕКТИВЕ. А она – подруга наша – ВИД ПЕРСПЕКТИВЫ и очень важный вид, без НАБЛЮДАТЕЛЬНОЙ никуда. Дальше я еще буду рассказывать о перспективе и о многом другом.
Мне несколько сложно вкратце втиснуть в материал сложнейшие и фундаментальные вещи. Но я пытаюсь. Щадя ваши усилия, я понимаю, что надо давать информацию, которая вам ПОМОЖЕТ. Лишняя только будет мешать. Я не Иван Сусанин, дебрей леса художественной теории нам не надо, лишняя она.
И еще. Для изложений №№2 и 3 можете использовать съемки на фото или на мобильный. Сделаете кадр с той точки, где стоите или сидите. Если вам первоначально сложно запечатлеть ваш предмет просто взглядом. Фото - не панацея, вы должны учиться описывать все с натуры. Самый лучший фотоаппарат - наши глаза. Ими и пользуйтесь. В дальнейшем фотоаппаратом не пользоваться. Я просто дала вам маленькую поблажечку.

Продолжение следует…





. -

Re: Мини-курс ИЗО с xena074
« #9 : 07 2011, 09:42:38 »

xena074

  • Мастер эксперт
  • Пользователь
  • *****
  • : 148
  • : +172/-25
    : 4
  • xena074 не имеет никакого влияния.
Re: Мини-курс ИЗО с xena074
« #10 : 08 2011, 09:48:12 »
Продолжаю...
Начиная с сегодняшнего дня мы с вами изложения писать больше НЕ будем. Кто писал и пишет сейчас - вы все делаете правильно. Мы идем дальше.

Начинаем рисовать

Начинаем и продолжаем рисовать. Это для тех, кто умеет и рисует много и часто. Для тех, кто не умеет вообще, но очень хочет рисовать (или по работе очень надо), я подготовила небольшой сюрприз в виде рисования. Метод, который показан у меня стар как мир, супер стар. Зачатками такого рисования пользовались еще в античную эпоху греки и римляне, усовершенствовали потом его  в эпоху Средневековья. Как думаете без никаких почти перспективных отношений люди в средние дремучие века строили великие соборы ? А египетские пирамиды как?
ВСЕ ДЕЛО В СОЗНАТЕЛЬНОМ УПРОЩЕНИИ ДЛЯ СЕБЯ ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОЙ ЗАДАЧИ.
Упрощаем вам задачу.



На этом фото слева- фото подставки под яйцо, справа - разложение на простейшие геометрические формы ее же.
Что мы видим ? Чаша подставки - элипсовидна (в перспективе, вообще же она - шарообразна, имеет круглую форму.) Смешение осей окружности дало нам элипс в самом верху (куда вставлять яйцо). Основание подставки - усеченный конус. Жесть ? Как же это все нарисовать, объединить все ? ОЧЕНЬ ПРОСТО. Справа показан рисунок в тетрадке в клеточку, где красным отмечены точечки, через которые проведены грани и осевые линии. Зеленым цветом отмечены контуры подставки. ВЫХОДИТ РИСОВАНИЕ ПО ОПОРНЫМ ТОЧКАМ. Некоторое искажение перспективы присутствует ? Присутствует небольшое. Просто я смотрела на подставку немного С ДРУГОГО РАКУРСА, когда рисовала. А фото дала примерное. Почти такое же. Сути дела это вообще не меняет. Используя этот метод можно НАРИСОВАТЬ ВСЕ. А искажение перспективы будет минимальным, когда натренируете глаз. РИСУНОК С НАТУРЫ.

Вам будет важное задание. Возьмите лист бумаги (ТОЛЬКО ДЛЯ НАЧАЛА МОЖНО В КЛЕТОЧКУ), ДАЛЬШЕ БУДЕТ КАТЕГОРИЧЕСКИ НЕЛЬЗЯ. И нарисуйте НЕ МОЮ ПОДСТАВКУ, а СВОЙ СОБСТВЕННЫЙ ПРЕДМЕТ, КОТОРЫЙ ВЫ ВЫБЕРЕТЕ.
Я даже не сомневаюсь, что вы рисуете лучше меня и у вас все получится. Если вам не нравится метод с точками, рисуйте как вам нравится. Главное - раскладывайте предметы и объекты на составные элементы геометрической формы. Долго рисовать не надо, минут 30-40...

К вопросу об итальянском карандаше.
Рисовать им придумали в эпоху Возрождения итальянцы. Еще Да Винчи баловался. Основное отличие от обычного - цвет коричневато-красный (сепия) и карандаш мягкий. Это дает неповторимую мягкость очертаний нарисованных предметов и объектов.
ИТАЛЬЯНСКИЙ КАРАНДАШ. СЕПИЯ. БОЛЬШОЙ ЭНЦИКЛОПЕДИЧЕСКИЙ СЛОВАРЬ

ИТАЛЬЯНСКИЙ КАРАНДАШ, инструмент для рисования. Известные с 14 в., итальянские карандаши изготовлялись из черного глинистого сланца, позже преимущественно из порошка жженой кости, скрепленного растительным клеем. Штрих итальянского карандаша имеет матовый оттенок, сравнительно слабую черноту.

СЕПИЯ
[сэ], -и, ас. 1. То же, что каракатица (в 1 знач.). 2. Коричневое красящее вещество, выделяемое этим моллюском. 3. Сорт серо-коричневой краски, а также рисунок, сделанный такой краской, или фотография коричневого тона.

От меня приписка : формально сейчас сепия все оттенки коричневого цвета и рисунки (акварель) в этой технике. Попадается даже живопись-сепия.

Да. Я тут получила сообщение о моих художественных способностях. Приняла к сведению, способности - средние. Никаких. Для всех, у кого тоже никаких я и пишу. Остальные и без меня обойдутся. Будем продолжать информироваться.
Я еще подумала организовать темку "Наши рисунки по курсу ИЗО с xena074". Туда бы можно было выкладывать ваше творчество. Я бы очень хотела посмотреть, как вы рисуете. Кто ЗА - высказывайтесь.

Продолжение следует.
« : 08 2011, 16:55:36 xena074 »

moroz33

  • Мастер эксперт
  • Пользователь
  • *****
  • : 262
  • : +551/-12
    : 17
  • moroz33 находится на грани бытияmoroz33 находится на грани бытияmoroz33 находится на грани бытияmoroz33 находится на грани бытияmoroz33 находится на грани бытия
  • Александр
Re: Мини-курс ИЗО с xena074
« #11 : 08 2011, 22:36:39 »

ничего личного, просто сандалик.

aanndd-san

  • Андрей
  • Модератор
  • Пользователь
  • ****
  • : 457
  • : +2361/-12
    : 78
  • aanndd-san впечатляет!aanndd-san впечатляет!aanndd-san впечатляет!aanndd-san впечатляет!aanndd-san впечатляет!aanndd-san впечатляет!aanndd-san впечатляет!aanndd-san впечатляет!aanndd-san впечатляет!aanndd-san впечатляет!aanndd-san впечатляет!aanndd-san впечатляет!aanndd-san впечатляет!
  • для связи 8-910-565-67-96
  • За участие в конкурсе Подарок 2012 За призовое место на конкурсе Подарок 2012 За активность на форуме За безвозмездную помощь форумчанам
    • мои работы
Re: Мини-курс ИЗО с xena074
« #12 : 09 2011, 06:20:15 »

ничего личного, просто сандалик.

Отличный сандалик, а где анализ предмета?
От работы нужно получать удовольствие)))
www.reznoe.ru/gallery2795.php
www.aldrev.ru

xena074

  • Мастер эксперт
  • Пользователь
  • *****
  • : 148
  • : +172/-25
    : 4
  • xena074 не имеет никакого влияния.
Re: Мини-курс ИЗО с xena074
« #13 : 09 2011, 06:44:51 »
moroz33, спасибо. Я как раз сегодня хотела Вас просить нарисовать для нас красивую картинку в поддержку моих начинаний. Чтобы люди видели к чему надо стремиться. А Вы уже и нарисовали  :)(ночью, наверное.. :)). Спасибо еще раз.

Продолжение...
А для всех хочу сказать. Чтобы рисовать приблизительно так, как показал нам moroz33, надо много истоптать ботинок. На начальном этапе рисования даже штриховка может помешать некоторым из нас в понимании формы предмета или объекта. Поэтому на самом первом этапе лучше обойтись вообще без штриховки или только минимально обозначать области светотени. Это я к тому, что ВСЕГДА ПЕРВОНАЧАЛЬНО ВАЖНЕЕ ВИДЕТЬ КАК БЫ ВЕСЬ ПРЕДМЕТ ПРОЗРАЧНЫМ, КОНТУРНЫМ. Одни только контуры называются ЛИНЕЙНЫМ РИСУНКОМ.
Вот поэтому я вам предложила только контуры (даже не стала ободки на подставке рисовать специально и декор-роспись), чтобы вам совсем первоначально все упростить до простого. Мы идем от простого - к сложному.
Еще раз повторяю, НЕ ВАЖНО КАК вы ПЕРВОНАЧАЛЬНО плохо или хорошо рисуете. Важно как вы БУДЕТЕ РИСОВАТЬ, когда перелопатите весь ваш жизненный опыт и прочитаете не одну сотню книг по худ.творчеству.
Не секрет, что раньше в домах интеллигенции и знати не только учились музыке и пели. Все сплошь очень недурно рисовали акварелью - мода на акварель была. Рисование вообще считалось обычным делом.

Я поняла, люди сюда выкладываться будут? Или мое предложение об отдельной теме лучше ? Я думаю, что - лучше.
Мы тогда не будем распыляться на анализ то тут - то где. Компактнее получится и дисциплина сохранится. Кроме того, не только я одна смогу вам посоветовать что-то по поводу. И бывалые тоже (при желании). Как такой поворот ?
Мне напарники не помешают :), интересно же будет.

Продолжение следует...

Продолжаю...



Тут все из картинок понятно. Т.е. для того, чтобы понять как что-то будет выглядеть, надо по возможности покрутить- повертеть. Если такой возможности нет - пользуйтесь простенькими графическими редакторами. Раньше мозгами под это люди крутили  :)
Кто какого конкретно мнения по изображениям чего-то там на букву "П" - прошу поактивней, товарищи. А то у меня полное ощущение "сам с собой веду беседу". Флуд буду пресекать на корню. Вы меня просто больше не прочитаете, если один только базар и конкретики 0 от вас.
Задание партии : нарисуйте трехмерный объект любой простой графической формы, можно без штриховки.
Навожу на мысли - цилиндр, куб, шар, призма, конус, параллелепипед. У вас все получится.
Продолжение следует.

« : 09 2011, 09:35:04 xena074 »

aanndd-san

  • Андрей
  • Модератор
  • Пользователь
  • ****
  • : 457
  • : +2361/-12
    : 78
  • aanndd-san впечатляет!aanndd-san впечатляет!aanndd-san впечатляет!aanndd-san впечатляет!aanndd-san впечатляет!aanndd-san впечатляет!aanndd-san впечатляет!aanndd-san впечатляет!aanndd-san впечатляет!aanndd-san впечатляет!aanndd-san впечатляет!aanndd-san впечатляет!aanndd-san впечатляет!
  • для связи 8-910-565-67-96
  • За участие в конкурсе Подарок 2012 За призовое место на конкурсе Подарок 2012 За активность на форуме За безвозмездную помощь форумчанам
    • мои работы
Re: Мини-курс ИЗО с xena074
« #14 : 09 2011, 11:32:27 »
как то так?
От работы нужно получать удовольствие)))
www.reznoe.ru/gallery2795.php
www.aldrev.ru

 


Случайное из альбомов


* Кто он-лайн

  • : 16
  • : 0
  • : 0

-.

* Свежачок


* Свежак в курилке

.

* Рейтинг разделов


* Календарь

2020
. . . . . . .
1 2 3 4 5 6
7 8 9 10 11 12 13
14 15 16 17 18 19 20
21 22 23 24 25 [26] 27
28 29 30


SimplePortal 2.3.3 © 2008-2010, SimplePortal