"Труд избавляет нас от трех великих зол: скуки, порока, нужды"

Вольтер

Мастер-класс по резьбе и отделке ложи для охотничьего оружия МЦ-109 (часть 2)

После всечки серебром переходим к инкрустации костью. Но сначала я из костяных пластинок толщиной до двух миллиметров выпиливаю лобзиком листики, цветочки, птиц, которые есть в этом эскизе. После опиливаю надфилем, придавая вставке из кости окончательный и ровный контур, как на эскизе. Каждый элемент вставки помечаю на рисунке, чтобы знать, откуда и куда его вставлять.

Теперь перехожу к инкрустации. Беру выпиленный цветок и прикладываю на ложу, как нарисовано на рисунке. Придерживая вставку надфилем, острым карандашом обвожу контур вставки. Карандаш будет лучше виден, если предварительно на тёмный орех нанести что-то светлое. Я пользуюсь пылью от перламутра.

Мастер-класс по резьбе и отделке ложи для охотничьего оружия МЦ-109

Начинаю прокалывать контур прямой узкой стамеской на глубину вставки, но не по карандашу, а чуть ближе внутренней части. Почему? Да просто при проколе, стамеска теснит край и расширяет проём.

Мастер-класс по резьбе и отделке ложи для охотничьего оружия МЦ-109

Беру узенькую стамеску и выбираю внутреннюю часть под вставку. Делаю это из середины, чтобы не замять края ореха с наружной части вставки и сохранить их ровными.

Мастер-класс по резьбе и отделке ложи для охотничьего оружия МЦ-109

Место под цветок выбрано и аккуратно вставляю элемент на место. Если элемент не входит сразу, то подрезаю край, который мешает. Усилий я не прилагаю, чтобы не сломать вставку, а постепенно подгоняю элемент по месту. С опытом можно увидеть оттиск карандаша на внутреннем крае посадочного места, это след вставки на внутренней части углубления, он и показывает где надо подрезать проём. Когда всё подогнано, и вставка сидит глубоко, я вынимаю её и сажаю на клей ПВА.

Промазав дно и внутренние края проёма клеем, я вставляю элемент из кости на уже определённую глубину без лишних усилий, так как клей на водной основе, то края древесины набухают и обжимают вставку. Но сразу оговорюсь, если при подгонке щель между вставкой и орехом большая она может и не затянуться, некоторые мастера замазывают щели клеем, смешанным с древесной пылью, но поверьте мне, при олифовке это выделиться чернотой и будет некрасиво. Всё, вставка из кости на месте, клей высох, и я смело надфилем защищаю кость вровень с поверхностью ложи. Конечно, чем сложнее вставка, тем аккуратнее должен быть подход к работе, а это зависит от опыта мастера.

Мастер-класс по резьбе и отделке ложи для охотничьего оружия МЦ-109

Закончив с инкрустацией, я перехожу к отделке резьбы. Резьба у меня плоскорельефная с выбранным фоном, а буду я резать плетёнку на рукоятки ложи. Она уже проколана, и первым делом обнижаю край плетения. Теперь выделен край рукоятки и фрагменты лиственного орнамента.

Мастер-класс по резьбе и отделке ложи для охотничьего оружия МЦ-109

Прямой стамеской я подрезаю плетёнку, которая ныряет вниз. Здесь всё очень просто, но надо набраться терпения, чтобы всё было аккуратно и не просматривались грани на плетёнке от стамески. Маленькие ромбики фона я мотуарю, но об этом позже

Мастер-класс по резьбе и отделке ложи для охотничьего оружия МЦ-109

Уголком прорезаю середины лиственного орнамента, чтобы в дальнейшем полукруглой стамеской придать листу форму

Мастер-класс по резьбе и отделке ложи для охотничьего оружия МЦ-109

Направление стамески зависит от направления волокон древесины. Но в данном случае ложа выполнена из комеля и направление волокон здесь хаотично, приходиться подстраиваться

Мастер-класс по резьбе и отделке ложи для охотничьего оружия МЦ-109

Мастер-класс победил в конкурсе.

Задать вопрос Валерию по данному мастер-классу можно здесь
Продолжение

06.07.2011 Комментариев: 0